«Жуткий наборчик 2: Месть Рэда Чеда»: назад во времени
Пародии и поклоны известным хоррорам, человек-кошка, извращённые персонажи любимых франшиз и несколько фильмов внутри одной истории можно увидеть в «Жутком наборчике 2: Месть Рэда Чеда». Андрей Волков посмотрел этот безбашенный ужастик и рассказал о составе этого кровавого «салата».
«Жуткий наборчик 2: Месть Рэда Чеда» / Scare Package II: Rad Chad’s Revenge (2022)
Режиссёры: Аарон Б. Кунц, Александра Баррето, Энтони Казинс, Джед Шеперд, Рэйчел Уиггинс
Сценаристы: Аарон Б. Кунц, Кэмерон Бёрнс, Александра Барретто, Джед Шеперд
Операторы: Эндрю Бейрд, Крис Блэнд, Кайрон Крейг, Роберт П. Штерн
Продюсеры: Кэмерон Бёрнс, Алекс Ютинг, Аарон Б. Кунц, Эшли Снид
Вторая часть альманаха «Жуткий наборчик», вышедшая на платформе Shudder аккурат в канун Нового года, была снята на волне успеха ретро-хорроров и будет в первую очередь интересна тем, кто ностальгирует по эпохе 1980-1990-х, поклонником которой является владелец магазина ужасов Рэд Чед. Концепция альманаха отсылает к картине «Зло» (2012), как бы зафиксировавшей окончательную смерть формата VHS (это и оригинальное название альманаха). Главные авторы «Жуткого наборчика», режиссёр Аарон Б. Кунц – постановщик «Камеры обскура» и «За призрачной дверью», и сценарист Кэмерон Бёрнс, работавший над этими же проектами Кунца, тоже обращаются к формату VHS, поскольку четыре новеллы, пародирующие известные старые хорроры, записаны на видеокассеты. Рэд Чед, якобы погибший в финале первого фильма, ставит их тем, кто пришёл проводить его в последний путь.
Постановщиками этих четырёх новелл являются специально приглашённые режиссёры, некоторые из которых, как, например, Энтони Казинс, принимали участие в работе над первой частью. Сам Аарон Б. Кунц снял связующую новеллу, которая фактически является основной сюжетной линией. Четыре новеллы сторонних авторов выглядят как вставные номера, не имеющие никакой связи с основной историей, и которые доводят постмодернистскую иронию ленты до полного абсурда.
К примеру, актриса Александра Барретто сняла новеллу под названием «Возвращение в 90-е». В ней рассказывается абсурдная история о маньяке, который нападает на братство «последних девушек», изменив правилам слэшера убивать исключительно не в меру веселящихся девиц. До меткой иронии пародийного слэшера Тодда Штрауса-Шульсона «Последние девушки» актриса Барретто, переквалифицировавшаяся в режиссёра, не дотягивает, хотя соблюдает все правила абсурдизации жанровых канонов. Её новелла (как, собственно, и все остальные) даже визуально напоминает продукцию тех лет, поскольку снята одновременно в пониженной и насыщенной цветовой гамме. В самой истории даются отсылки не только к слэшерам, но даже к «Чужим», а маньяк имитирует Джейсона Вурхиса, но проблема в том, что в 1990-е гг. уже снимали нарочито абсурдную пародию на слэшеры «Летняя расчленёнка», и она вышла гораздо смешнее. А вот Барретто за те 15 минут, что выделил главный постановщик Аарон Б. Кунц для вставных номеров, удалось сделать разве что капустник, который как начинается без всякой экспозиции, так и заканчивается фактически ничем.
Гораздо удачнее вышло у Рэйчел Уиггинс с историей «Мы такие мёртвые», которая одновременно пародирует «Реаниматора», повесть Стивена Кинга «Тело» (и её экранизацию Роба Райнера), а также франшизу «Муха». Начинающему режиссёру (и опытному продюсеру) Рэйчел Уиггинс удалось то, что не получилось у Барретто – соединить сюжеты пародируемых фильмов так, чтобы выходила связная интересная новелла, и при помощи деконструкции этих самых сюжетов, вскрыть и усилить содержащиеся в них допущения и штампы. Так в новелле Уиггинс дети притащили найденный в лесу труп в дом, чтобы оживить его в лаборатории одного из героев при помощи изобретённой ими сыворотки. Конечно, при оживлении всё пошло не так, и труп превратился в агрессивного зомби, которого сначала убивают из пистолета, а при повторном оживлении отрубают голову самурайским мечом. При этом к детям в подвал периодически заглядывает мать и говорит им, чтобы они не шумели и вообще побыстрее шли есть.
Помимо перечисленных франшиз новелла отсылает зрителя к дилогии «Убить Билла» и к роману Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», ведь отрубленная главной героиней голова, лишившись тела, вмиг перестала быть агрессивной и начала давать подросткам научные советы. А уж телепортация оживлённого сывороткой мальчика Джейсона домой и последующее соединение со случайно забежавшей в телепортационную установку кошкой заслуживает отдельного упоминания. В таком полукошачьем виде Джейсон прожил 20 лет, после чего умер, исчерпав все девять кошачьих жизней.
Как уже говорилось, большую часть немалого хронометража в примерно час сорок, занимает основная сюжетная линия, связанная с происшествиями на похоронах Рэда Чеда, автором которой выступил сам Аарон Б. Кунц. Его новелла тоже абсурдна, полна отсылок к самым разным хоррорам, но отличается связным сюжетом и забавным высмеиванием хоррор-штампов.
Также особенно удалась Кунцу пародия не только на сюжеты франшизы «Пила», но и на саму её концепцию. Забавным дивертисментом получился эпизод, высмеивающий триквел «Кошмара на улице Вязов», ведь голова и руки Рэда Чеда вылезли прямо из телевизора. В этом же эпизоде режиссёр спародировал первую часть «Восставшего из ада», превратив одного из персонажей в нечто, лишённое кожи, которую сорвали цепями. Стоит сказать, что как в любой абсурдной пародии, в «Жутком наборчике» нет никакой связи с реальностью. Герои могут оставаться живыми и вполне подвижными с любыми ранениями, а умирают лишь по прихоти режиссёра, которому важно, словно в телешоу «Слабое звено», оставить в финале определённое количество персонажей.
Опытный хоррормейкер Аарон Б. Кунц, делавший до этого вполне серьёзные ужасы, прекрасно знает законы жанра. Он ловко сделал то, что и положено делать пародисту – обнажил приёмы создания хоррор-зрелища, довёл их до смешного абсурда за счёт гиперболизации и населил свою картину множеством странных персонажей, которые сами по себе являются олицетворением киноштампов – встречающиеся сейчас в каждом третьем хорроре нетрадиционные парочки, всякие фрики, вроде комичного брата-близнеца Рэда Чеда, выглядящего как реднек, и, конечно, масса серых непримечательных героев, которые нужны только для того, чтобы их убили. И правда, их основная масса умирает уже в первые минуты хоррор-похорон.
Сиквел «Жуткого наборчика» воспринимался бы ещё с большей симпатией, если бы режиссёр не стал искусственно растягивать действие за счёт сторонних коротеньких новелл, из которых только эпизод Рэйчел Уиггинс по-настоящему забавен, поскольку зритель постепенно устанет от комических дивертисментов, пародирующих какой-то старый хоррор. Но в целом у Кунца вышел достойный оммаж навсегда ушедшей эпохе классических хорроров, чей расцвет происходил параллельно с появлением VHS и открытием нового рынка сбыта малобюджетной продукции (вместо грайндхаусных кинотеатров и драйв-инов – видео, а затем DVD-рынок).
Едва ли поклонники хоррора останутся полностью разочарованными сиквелом Аарона Б. Кунца, ведь он позволяет вновь окунуться в ушедшую эпоху хорроров 1980-1990-х, когда была снятая львиная доля жанровой классики. Такого хоррора уже не будет, но он ещё долго будет жить в многочисленных пародиях и подражаниях.