«НАВАР» («РАЙОН ТЬМЫ»): ЧТО НА ЗАВТРАК?
Двенадцатым эпизодом, вышедшим на этой неделе, завершился первый сезон «Района тьмы» Арсения Гончукова.
У Сарыча, живущего за счет краж, неприятности: во вскрытой по наводке квартире оказались люди. Добежав до машины, разозленный разбойник устраивает заказчику разбор полетов по мобильнику, после чего с ходу принимает звонок от незнакомца, который предлагает залезть в странноватый дом и «кое-что забрать». Дом, понятно, встречает гостя сюрпризом.
Кажется, впервые за 12 серий Гончуков обращается к жанру настолько откровенно: герой подсвечивает фонариком путь в неизвестность, бензопилы режут плоть, экран застилает красное, присутствует расхожий прием из вселенной found footage. Социальные подмигивания если и не исчезли насовсем, то, по крайней мере, отошли на второй план. Плюс ли это, минус ли, так сразу и не скажешь, но намерение слегка встряхнуть концепт можно только поприветствовать.
Сама по себе игра в жанр в целом удалась как положено: путь Сарыча к мрачному жилищу выстроен по знакомым, но вместе с тем и полностью рабочим правилам саспенса, а встреча со злом реализована чуть ли не цитатной сценой из «Мучениц» (2008). Однако раскрытие мотиваций не всегда играет фильмам на руку. Причинно-следственные связи раскладывают все по полочкам, но, как бы красиво (или, наоборот, уродливо) это ни выглядело, снимают пелену таинственности и сбивают все напряжение. С другой стороны, сменой интонации в финале достигается определенная полифония настроений, не слишком характерная для сериала в принципе.
Несмотря на небольшой уход в сторону — насилию на экране на этот раз действительно не находится особых оправданий, — это по-прежнему «Район тьмы», а не безымянный хоррор без отличительных черт. В локациях — подъезд, машина и дом на отшибе, блатную лексику никто не отменял, реквизит — бытовой набор бедняка с криминальным фоном. За рамки очерченной в предыдущих сериях площадки автор не выходит, но завершает свою концептуальную веб-инициативу эпизодом, который, как ни посмотри, а открывает для продолжения новые перспективы.