Итоги-2016: Время жатвы
Я не готов судить о том, насколько успешным был 2016 год для нашего любимого жанра. Думаю, хоррор сейчас переживает далеко не худшие времена, хотя спорить об этом мне кажется довольно бессмысленным занятием. Свою долю добротных, отличных и даже великолепных фильмов ужасов 2016-й, конечно, получил, и плохим этот урожай я бы не назвал. В список отобраны только те фильмы, что вышли в российский прокат на протяжении календарного года. Расположены они в порядке выхода на экраны в России, поэтому искать тайный смысл в построении не стоит — все донельзя просто.
«СОМНИЯ» / BEFORE I WAKE
(реж. Майк Флэнеган)
Первый же фильм в списке — самый спорный с жанровой точки зрения. Его, конечно, можно отнести к хоррору, однако по ходу развития сюжета он постепенно — и очень незаметно — меняет тональность и к финалу приобретает ощутимый драматический оттенок. В другом случае такая попытка скрестить семейные ценности с мистическим фильмом ужасов легко могла бы провалиться, став упражнением в дурном вкусе, но режиссер «Сомнии» — Майк Флэнеган, а потому жанровый эксперимент прошел успешно. Такое смешение режиссер выдает не в первый раз: в своей прошлой работе «Окулус» он тоже искусно вплетал семейную драму в типичный хоррор-сюжет. «Сомния» — больше страшная сказка, нежели фильм ужасов: здесь сильно ощущается налет фэнтези, несмотря на абсолютно реалистический контекст истории. Про это кино можно сказать, что если бы фильм «Куда приводят мечты» был хоррором, то он бы выглядел примерно так — трогательно и пугающе одновременно.
«ЗАКЛЯТИЕ 2» / THE CONJURING 2
(реж. Джеймс Ван)
Мой личный фаворит и самый ожидаемый жанровый фильм года. Это тот редкий случай, когда сиквел оказывается не хуже оригинала, несмотря на то что следует стандартной схеме «то же самое, только больше». Джеймс Ван, правда, на этот раз перенес место действия из США в Великобританию и добавил семейного драматизма — и то и другое явно пошло фильму на пользу. Но самое примечательное во втором «Заклятии» — его отчетливый религиозный месседж, проговариваемый еще более открыто, чем в первой части: да, бог существует и, да, можно рассчитывать на его помощь. Увидеть такое в хорроре середины 2010-х годов, когда подавляющее большинство религиозных мотивов давно сведено к декоративным элементам сюжета, — само по себе заметное событие. Тем приятней, что христианский подтекст выглядит здесь исключительно органично и не превращает фильм в агитку.
«И ГАСНЕТ СВЕТ…» / LIGHTS OUT
(реж. Дэвид Сандберг)
Дэвид Сандберг — дебютант и протеже Джеймса Вана — снял первый фильм на основе собственного короткометражного проекта и сразу же попал в десятку. Да, в картине нет ничего нового. Да, она построена по стандартным схемам, которые известны любому, кто хотя бы пару-тройку раз смотрел фильмы ужасов. Но главное не в этом, а в том, что в «И гаснет свет…» все знакомые детали складываются в отличную историю, которая бы выгодно представила любого мастера жанра. Основное достоинство картины — она снова напомнила, что такое хороший хоррор. Ничего лишнего, только три-четыре основных персонажа, прямолинейный, безо всяких сложностей сюжет, грамотно продуманное чудовище — и все работает. Когда-то таких фильмов было очень много, сейчас их стало заметно меньше. Отрадно, что они все еще находят своего зрителя.
«НЕ ДЫШИ» / DON’T BREATHE
(реж. Федерико Альварес)
Новый фильм Федерико Альвареса (автора ремейка «Зловещих мертвецов») на первый взгляд кажется очень простым. Более того — до поры до времени он выглядит как плохо замаскированный ремейк «Людей под лестницей», забытого бриллианта в фильмографии Уэса Крэйвена. Но при ближайшем рассмотрении ситуация оказывается более сложной. Здесь, как и во многих хороших хоррорах, господствует минимализм: три главных героя, обезумевший ветеран и одна ключевая локация. Камерная история разворачивается и становится все более сложной, при этом не теряя в саспенсе. А именно в нем и прелесть фильма: из ограниченного пространства Альварес постоянно выжимает максимум напряженных ситуаций, заставляя сопереживать героям. Даже если они кажутся — опять-таки на первый взгляд — не слишком симпатичными людьми.
«ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: НОВАЯ ГЛАВА» / BLAIR WITCH
(реж. Адам Вингард)
И снова в списке не оригинальный фильм, а его продолжение. На этот раз — триквел, причем снятый почти через 20 лет после выхода первой части. Я никогда не любил «Ведьму из Блэр». Поднятая вокруг нее шумиха интересна скорее социологу, чем поклоннику фильмов ужасов. Тем удивительней было понять, что третья часть мне, вопреки ожиданиям, понравилась. Адам Вингард смог по-новому рассказать ставшую уже классической историю про заблудившихся в лесу студентов, но при этом не удариться в уже приевшийся постмодернизм. Вместо этого режиссер попытался показать именно то, чем была «Ведьма из Блэр» изначально (страшной историей с привидениями, заснятой очевидцами), с поправкой не столько на технический прогресс (дроны и карты памяти вместо кассет и видеокамер), сколько на то, что зрители уже знают сюжет. «Ведьма из Блэр: Новая глава» — пример того, каким должен быть малобюджетный found footage хоррор здорового человека. И, на мой взгляд, это один из лучших представителей поджанра если не вообще, то по крайней мере, в 2016 году.