ЭЛИС? КТО ТАКАЯ ЭЛИС? КИНОФРАНШИЗА «ОБИТЕЛЬ ЗЛА»

Новую и, как следует из названия, последнюю главу кинофраншизы «Обитель зла» WDSSPR выпустит в российский прокат 16 февраля. Впрочем, широкое превью фильма начнется еще раньше — с 10 февраля. В ожидании решающей схватки Элис с полчищами монстров RussoRosso вспоминает предыдущие пять фильмов.


ВОТ УЖ УПАЛА ТАК УПАЛА

Название: «Обитель зла» / Resident Evil
Год выпуска:
2002
Режиссер: Пол У. С. Андерсон

Итак, 1990-е. Пока в одной стране лихо экспериментировали с непонятным жанром, хоррор наступал на зрителя с новой стороны. Цифровые кудесники из Страны восходящего солнца соорудили первый официально зарегистрированный survival horror, объединивший Восток и Запад под единым флагом всеобщего восторга. Все больше людей стало смотреть на видеоигры самым серьезным взглядом, а где взгляды, там и потенциальные инвестиции. И чем выше росли кассовые сборы игры Resident Evil (она же Biohazard), тем чаще звучал вопрос об экранизации.

Риторическим он окончательно перестал быть в 1997-м, когда дойче фирма Constantin Films приобрела у Capcom права на постановку. После недолгих колебаний место в режиссерском кресле было решено отдать человеку, во многом вдохновившему японцев на создание Resident Evil, — Джорджу Ромеро. Гуру зомби-фликов позволил продюсерам немного себя поуговаривать, но, в конце концов, подписался не только режиссировать фильм, но и сценарий к нему написать.

Сначала Ромеро предстояло познакомиться с первоисточником. Сам дедушка (на тот момент Джорджу стукнуло уже почти 60 лет) с игрой сладить не смог, да и не пытался, но из положения вышел весьма ловко. Вместо Ромеро Resident Evil осваивал его ассистент, а сам режиссер смотрел готовое прохождение. Кроме того, Джордж выписал себе в соавторы Питера Грюнвальда, который продюсировал его «Обезьяну-убийцу» (1988). Вместе друзья наваяли сценарий на 87 страниц и в октябре 1998-го представили его продюсерам.

Должно отметить, что Ромеро отнесся к первоисточнику очень бережно, сохранив основных персонажей видеоигры, равно как и бестиарий. Однако продюсерам рукопись не пришлась по нраву — и уже в 1999 году было официально объявлено, что Ромеро над экранизацией больше не работает. По заявлению Ёсики Окамото, супервайзера игры и исполнительного продюсера фильма, причиной увольнения режиссера стал плохонький сценарий (такую причину называет и сам Джордж, попутно вменяя продюсерам в вину, что они совершенно не понимают суть Resident Evil). Сценарий, кстати, и вправду не ахти. Персонажи прописаны из рук вон плохо, некоторые сюжетные ходы еще сошли бы для видеоигры, но смотрятся совершенно неуместно в контексте фильма, а диалоги… Не то чтобы скупые (особенно в сравнении с Лючио Фульчи), но вполне в стиле игры, которая, к слову, не раз получала антинаграды за эту составляющую. Также поговаривают, что дополнительной причиной увольнения Ромеро стало то, что в сценарии он не в меру разошелся по части кровищи, да еще и локаций понабрал миллионов этак на 50, не меньше.

Около года проект барахтался в производственном аду, пока в поле зрения продюсеров не попал Пол У. С. Андерсон, имевший за плечами крайне успешную киноадаптацию видеоигры Mortal Kombat.

Пол молодецким пинком вышвырнул к такой-то матери всех персонажей видеоигры, заменив их своими. «Чтобы напугать зрителя, нужно быть непредсказуемым, поэтому я без тени сомнения написал свою историю с новым набором персонажей, — объясняет Андерсон. — Какой смысл использовать Джилл Валентайн, если зрители будут точно знать, что она выживет?» Поэтому Пол, перекурив двухтомник Льюиса Кэрролла, протагонистом поставил девушку по имени Элис. Вообще отсылок к «Алисе в Стране чудес» и «Алисе в Зазеркалье» в сценарии гораздо больше, чем реверансов в сторону оригинальной Resident Evil. Бестиарий скукожился до зомби, церберов (зомби-доберманы) и лизуна, взятого из второй части игры, а ураганный экшн разбавили монотонным «как-бы-саспенсом» и выяснением отношений. Изменилось и качество экшна: большая часть динамичных сцен принадлежит не перестрелкам, а рукопашным боям с недвусмысленными аллюзиями на «Матрицу». А вот диалоги Андерсон поправить так и не смог: практически каждая реплика звучит очень глупо и натянуто, а контраст с хорошей актерской игрой оставляет совсем уж непонятное впечатление у смотрящего. Зато эти реплики как-никак знакомят зрителя с персонажами, не вдаваясь, впрочем, в детали.

Получившуюся картину, несмотря на все прошедшие годы, трудно охарактеризовать односложно. С одной стороны, Пол снял подростковый и безобразно глупый (как по диалогам, так и по сюжету) экшн-хоррор. Саспенс в нем даже не ночевал, хотя некоторые моменты говорят о том, что Андерсон честно пытался что-то такое атмосферное изобразить. Компьютерный мутант и в 2002-м не выглядел как nextgen, а сейчас просто жалок. Но, пожалуй, главный минус заключается в том, что бедра Миллы Йовович появляются в кадре много чаще, чем зомби, кровь и что-либо еще. Фанатов оригинальной игры, к слову, разбил паралич лицевого нерва, когда они узрели, что Андерсон вытворяет с их любимым survival horror’ом, и они до сих пор плюются (обильно и некультурно) от одного упоминания экранизации всуе.

Но в фильме нашлось место и для позитива. У «Обители зла» отличный каст и грамотная операторская работа, поэтому картинка со всех сторон привлекательна для глаза. Стильно, модно, круто, эффектно — так она выглядит. Йовович в красном платье завоевала не одну тысячу рабочих столов в нулевые, разминающая шею Мишель Родригес воспринимается как завуалированный и в то же время концентрированный секс, а будь фильм чуть амбициознее, то Джеймс Пьюрфой со своей родинкой и кожаной курткой наверняка сорвал бы корону секс-символа с этих ваших Брэда Питта и Тома Круза.

Еще одним огромным плюсом в копилке «Обители зла» стал саундтрек. Score был написан диким дуэтом Марко Белтрами и Мэрилина Мэнсона, и их совместная работа во многом определяет динамическое восприятие сцен. Эпизод с лазером ни за что бы не запомнился зрителю, кабы не индустриальный кач композиции Seizure Of Power. А трек Cleansing превращает достаточно рядовую перестрелку в адреналиновую битву за выживание. И это не говоря уже о главной теме. Остальная подборка песен также задирает планку под самый потолок: простого перечисления исполнителей достаточно, чтобы взорвать Раккун-Сити. Весь цвет ню-метала в лице Ill Niño, Mudvayne, Slipknot, Coal Chamber, Spineshank, Static-X, Adema, Five Pointe 0, а также индастриал-дэт-метал-мастодонты Fear Factory, классический Name Of The Game от The Crystal Method, мощный энергопоток Junkie XL, бронебойный EBM от Front Line Assembly и, конечно, Nine Inch Nails.

Пока Роджер Эберт вместе с фанатами игры крестились, «Обитель зла» нашла среди населения своего зрителя. Фильм предваряла массивная и очень дорогостоящая пиар-компания, против которой народ не устоял и повалил в кинотеатры: американский прокат отбил бюджет, а мировой довел счетчик до 100 с небольшим миллионов американских денег. Cтало ясно: франшизе быть. И понеслась.

ЕЕ ЗВАЛИ МЭРИ СЬЮ

Название: «Обитель зла 2: Апокалипсис» / Resident Evil: Apocalypse
Год выпуска:
2004
Режиссер:
Александр Уитт

Пока «Обитель зла» добирала свое в прокате, Пол У. С. Андерсон уже вовсю трудился над сценарием второй части, получившей приписку «Апокалипсис». Будучи занятым в кроссовере «Чужой против Хищника» (2004), Пол взял на себя функции продюсера, а бейсболку с надписью Director примерил Александр Уитт. Сей господин обычно оставался за рамками зрительского внимания, работая в качестве оператора и режиссера второго плана. Всем указаниям — сюжетным и продюсерским — Андресона Уитт следовал неукоснительно, его «Апокалипсис» смотрится даже чуть ровнее оригинала, поэтому с него и взятки гладки.

Сиквел переносит зрителя из особняка «Амбреллы» в Раккун-Сити, куда добралась зомби-эпидемия. Там Элис и знакомится с оперативником S.T.A.R.S. Джилл Валентайн и бойцом амбрелловского спецотряда Карлосом Оливерой. Город закрыт на карантин, к нему вот-вот вылетит боеголовка, а выход всего один: спасти дочь доктора Эшфорда, у которого, как у важного ученого известной корпорации, есть право на вертолет. Для этого нужно всего-то ничего: пройти через переполненные андедами улицы, сразиться с несколькими лизунами и церберами, найти Анджелу Эшфорд и победить монстра Немезиса, которого не берут ни пули, ни матюги.

«Апокалипсис» содержит наибольшее количество отсылок к игровой франшизе: за основу взята Resident Evil 3: Nemesis, но есть реверансы и в сторону RE2 и Code: Veronica. Некоторые кат-сцены почти покадрово воссозданы с живыми актерами. Однако по своей атмосфере фильм отошел от саспенс-хоррора еще дальше, чем оригинал Андерсона. Элис превратилась в натуральную Мэри Сью и к концу картины только что время не останавливает; сценарий в параметре адекватности и логичности уступает даже некоторым файтингам; на жанр ужасов остались одни намеки — в остальном «Обитель зла 2» больше сходна с рельсовыми шутерами вроде The House of the Dead. Оскудел и саундтрек: по тайтлам там всё в порядке, даже пожестче стало из-за обилия металкора и пост-хардкора, но в памяти остается лишь The End of Heartache от Killswitch Engage на титрах.

Однако как задорный боевик лента очень даже жизнеспособна. И даже при отвратительном сарафане и отзывах (Эберт, уже не стесняясь, назвал фильм «абсолютно бессмысленной тратой времени») «Апокалипсис» собрал почти 130 миллионов долларов, покрывших не только увеличившийся до 55 мультов бюджет, но и 25-миллионные затраты на маркетинг. К слову о маркетинге: шикарный тизер в виде рекламы косметического продукта Regenerate от корпорации «Амбрелла» был снят королем ремейков Маркусом Ниспелом. Такой вот fun fact.

ВИВА ЛАС-ВЕГАС!

Название: «Обитель зла 3» / Resident Evil: Extinction
Год выпуска:
2007
Режиссер:
Рассел Малкэхи

Как только «Обитель зла 2: Апокалипсис» выбился в лидеры бокс-офиса за дебютный уикенд, Sony сразу же ткнула Андерсона писать сценарий к третьей части.

Элис, разлученная со своими товарищами, ведет существование в стиле Fallout, будучи совершенно бедовой сверхженщиной. Ее друзья примкнули к Клэр Рэдфилд и скитаются по США, подбирая беспризорных детишек и плохо лежащие вещи. А корпорация «Амбрелла» тем временем растрачивает остатки бюджета, развлекаясь с клонами Элис, и попутно ищет оригинал. Очень скоро все они столкнутся в руинах Лас-Вегаса, организуя что-то вроде зомби-лас-плагас-вечеринки с перестрелкой.

Чтобы хоть как-то оттенить андерсоновский абсурд в сценарии, в режиссеры был приглашен австралийский ремесленник Рассел Малкэхи. В чем-то это пошло картине на пользу: экшн стал более крепким, изменилась динамика, периодически вспоминается, что «Обитель зла» — это вроде как хоррор. Малкэхи достаточно ловко расставил акценты, так что в «Вымирании» (название триквела в оригинале) есть место и для диалогов, и для драмы, и для бойких схваток, что придает фильму веса. Правда, бедра Йовович из крупного плана так и не вылезли, но это уже стало визитной карточкой кинофраншизы.

Саундтрек также заметно потяжелел, периодически щеголяя чисто «пацанскими» командами вроде Chimaira и Throwdown. А вот музыка Чарли Клаузера получилась бледной, а его игры с главной темой — невнятными. Но не страшно.

В триквеле наконец-то появилась Клэр Рэдфилд и тиран, однако фанаты игры продолжали писать в тредах, посвященных фильму, исключительно гадости. А вот кинокритики были более благосклонны, отмечая, что смена диспозиции и динамики картине очень к лицу. Разумеется, до положительных отзывов было еще как до Луны, но уже кое-что. Хотя кого волнует, что там думают критики, если цифры кассовых сборов гораздо красноречивее? «Обитель зла 3» снова доминировала в родном бокс-офисе, а общие сборы замерли на отметке 147 миллионов долларов. Sony вместе с продюсерами справедливо решили, что на этой позитивной ноте можно и закончить. Но франшиза, что твой зомби, совершенно не хотела лежать похороненной.

ГЛЯНЦЕВЫЙ ТРУП

Название: «Обитель зла 4: Жизнь после смерти» / Resident Evil: Afterlife
Год выпуска:
2010
Режиссер:
Пол У. С. Андерсон

Андерсону удалось убедить Sony в том, что человечество остро нуждается еще в одной части «Обители зла», и, получив 60-милионный бюджет, он приступил к работе над квадриквелом. Пола сильно впечатлил «Аватар» (2009), и он решил использовать ту же Sony F35, что и Кэмерон. Таким образом, «Жизнь после смерти» стала первым фильмом франшизы, снятым полностью в 3D.

Сюжет завозит Элис и Клэр в лос-анджелесскую тюрьму, где помимо самых разных граждан томится родной брат мисс Рэдфилд Крис. Вместе они сражаются с зомби и мутантами, а финальный шоудаун проходит на корабле «Аркадия», где героям противостоит сам Альберт Вэскер (finally!).

Если «Обитель зла» и до того вызывала множество нареканий, то на этот раз Андерсон превзошел всех и вся (в том числе себя). Слишком большая часть фильма снята на зеленом фоне, слишком много глянца, блеска, вылизанной CGI-картинки. Порой кажется, что старина Пол пытается перещеголять братьев/сестер Вачовски по количеству slow motion, поэтому сцены с этим эффектом появляются где надо и где не надо. Должен же быть предел!

А вот внимание Пола к игровой франшизе очень радует. В «Жизни после смерти» достаточно много отсылок к свежей (на момент съемок) пятой части игры: Лас-Плагас, злодейская Джилл Валентайн, чей разум контролирует хитро сделанный девайс, габаритный мутант Палач и сцена драки Криса с Вэскером, снятая точь-в-точь как в игре.

Вместо того чтобы понабрать треков из актуальных релизов тяжелых коллективов, саундтрек отдали tomandandy нью-йоркскому электро-дуэту, специализирующемуся на написании музыки к самым разным фильмам. Получилось… Нет, не сказать чтобы плохо. Музыка вышла такой же, как и сам фильм: вылизанной и бездушной.

Съемка очередных приключений Элис в стране зомби выглядела как попытка Андресона выдоить из франшизы последние соки, и можно было смело предрекать полный крах. Тем более что Sony, устав от брюзжания критиков, вообще отказалась от пресс-показа — дополнительный маркер. Но вышло иначе: «Обитель зла 4» бешеным быком вырвалась в прокат и принялась разносить бокс-офис в клочья. После окончания мирового проката касса трещала от находящихся в ней почти 300 миллионов долларов, что делает «Жизнь после смерти» самым прибыльным фильмом в серии на сегодня. Различные издания пытались ставить палки в колеса негативными рецензиями, но что такое тявканье моськи для слона?

БЕГ ПО КРУГУ

Название: «Обитель зла: Возмездие» / Resident Evil: Retribution
Год выпуска:
2012
Режиссер:
Пол У. С. Андерсон

Обрадованный лихими сборами квадриквела, Андерсон принялся донимать Sony и Screen Gems идеей снимать сразу два продолжения одновременно. Слава Ктулху, решили сконцентрироваться на одном, но из удальства запихнули туда все что можно.

Из игры в фильм перекочевали персонажи Леона Кеннеди, которого до этого по разным причинам игнорировали, и сурового бородача Барри Бёртона. А заодно и боевой агент в красном платье Ада Вонг. А из предыдущих фильмов буквально с того света вернулись Карлос Оливера и обаяшка Рейн Окампо. Трейлер прошел на ура: народ не понимал, как на это реагировать, и заранее пускал слюни. Однако столь амбициозные идеи требуют крепких и долгих раздумий, а логичностью сценарий франшизы никогда не отличался. В результате получилась антология фансервиса: великолепные кэтсьюты и платья, куча персонажей, экшн, море компьютерной графики, обилие локаций, тотальный 3D… И полный бред вместо цельной истории.

Разбирать пятый фильм на части гораздо интереснее, чем его смотреть. Вот тут прямая отсылка на «Рассвет мертвецов» (2004) Зака Снайдера, здесь размахивает ручками пятая часть игры, а вот тут ни дать ни взять «Западный мир» (1973) Майкла Крайтона. Обидно лишь, что Андерсон сознательно отказался даже от белых ниток и сшивает сценарные лоскуты скобами для степлера размером 24/6. Хотя Пол никогда не славился как хороший сценарист. Единственный интересный его сценарий — это «Шоппинг» (1994), а лучшие его режиссерские работы — «Сквозь горизонт» (1997) и «Солдат» (1998) — были написаны более умелыми людьми.

Как бы то ни было, если не вдаваться в сюжет, «Возмездие» очень даже смотрится. Яркие цвета, быстрая смена ракурсов, различные по антуражу декорации, а начальная сцена атаки «Аркадии», снятая в обратном порядке, и вовсе завораживает. Саундтреком снова занимались tomandandy, но выделять там особенно нечего. Разве что Flying Through Air, дополняющий упомянутую реверс-сцену, и дабстеповый Hexes от Bassnectar, который вытягивает вокал незабвенного Чино Морено.

Что удивительно, фильм достаточно неплохо (в сравнении с предыдущими частями) приняли критики, и свою троечку новая «Обитель зла» в ревью заработала. Особенно нахваливали масштабный экшн и работу с костюмами. Эта часть стала самой дорогой во всей франшизе (65 миллионов долларов), и в мировом прокате бокс-офис «Возмездия» превысил планку в 240 миллионов, что можно охарактеризовать как «очень даже».

Но какими бы радужными ни были сборы, ни одна франшиза не может длиться вечно. В голливудских и европейских кулуарах уже пошли разговоры о перезапуске «Обители зла», и это приводит нас к разговору о последней главе. Или даже так: «Последней главе».

АЛИСА ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ

Название: «Обитель зла: Последняя глава» / Resident Evil: The Final Chapter
Год выпуска:
2016
Режиссер:
Пол У. С. Андерсон

Выход последнего (sic) фильма «Обители зла» малость затянулся в связи с очередной беременностью Миллы Йовович, но вот он, уже в вашем городе. Афиши и билборды пестрят зеленым и красным цветами, ТВ-споты обещают крышесносный экшн, до премьеры рукой подать. Это самые прекрасные минуты любой длительной серии: ожидание. Будет ли новая часть лучше? Или хуже? И что там вообще будет? Действительно ли это последний фильм? Объем информации, позволяющей сделать какой-то вывод, велик, но никогда не знаешь наверняка. Пока не посмотришь.

А что нам известно на данный момент? Последний трейлер обещает, что экшн будет как минимум не хуже, чем в предыдущих двух частях, а проморолик разъедает глаза амфетаминовым клиповым монтажом. Остается лишь надеяться, что он не затронет все сцены. Нас ждет очередное воскрешение бессмертного эпизода с лазером, и это уже даже не автоэксплуатация, а натуральное рабство. Из фильма убрали до черта известных персонажей и зачем-то добавили свежую кровь, поэтому готовьтесь к новым знакомствам. Над саундтреком трудился Пол Хаслингер, уже работавший с Андерсоном в «Смертельной гонке» (2008), а из запоминающегося у него в дискографии имеется score к первому «Адреналину» (2006). По звучанию саунд к «Последней главе» выдает неопределенность. Видимо, Хаслингер так и не решил, на кого он хочет равняться: на классический оркестральный score или на бойкую электронику в стиле Junkie XL. По большому счету, это не так важно, главное, чтобы с видеорядом сочеталось.

А вопрос о финальной жирной точке до сих пор остается открытым. Милла Йовович — человек-зажигалка и способна пахать по 16 часов и больше, трюки выполняет сама, выглядит очень даже прилично и наверняка потянет еще как минимум два, а то и три фильма про Элис, которая никак не может рассказать свою историю до конца. Андерсон тоже готов штамповать новые фильмы каждые два года, тем более что те стабильно приносят прибыль. Поэтому главный вопрос на данный момент — это не «Какой будет последняя часть?», а «Сколько она соберет в прокате?». Так что делайте ставки и готовьтесь к премьере.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.16MB | MySQL:184 | 0,792sec