«КИНОТАВР-2017»: ХОРРОРУ (НЕ) ПОВЕЗЛО

Один факт того, что в конкурсную программу фестиваля «Кинотавр» попал хоррор, уже примечателен. Понятна установка отборочной комиссии: по возможности представить жанровое многообразие российского кино. Тем интереснее, что за фильмы ужасов отвечал «Мертвым повезло» — комедийный слэшер, снятый в Уфе за 500 тысяч рублей и отсылающий скорее к малобюджетным эксплуатационным поделкам в США 1970-80-х, чем к современным работам, попадающим в прокат. Посетители «Кинотавра», привычные прежде всего к драматическому авторскому кино, оказались на сеансе оголтелого грайндхауса, где совершенно не похожая на настоящую кровь хлещет неровными струями, кишки шумно падают на пол — и все это еще должно быть смешно. RussoRosso рассказывает о самом нелюбимом зрителями фильме фестиваля и о процессе его создания: свои комментарии нам дали режиссер и сценарист Вадим Валиуллин, продюсер Михаил Кукушкин, оператор и продюсер Артем Айсин и исполнитель главной роли Дмитрий Богдан.

Сюжет «Мертвым повезло» строится вокруг парня, вынужденно идущего с братом и еще несколькими отморозками на убийство. Инструкции диктует по телефону неизвестный заказчик, главная задача — прикончить в лесу молодого рок-музыканта (по совместительству алкаша и мастера неудачных комплиментов своей девушке) и сымитировать работу серийного маньяка. Сам же маньяк вскоре появляется на месте, где орудуют наемники, и устраивает собственный слэшер. Мясорубка, сопровождаемая простецкими шутками, заканчивается неожиданным поворотом сюжета, который мы раскрывать не намерены.

Вадим Валиуллин рассказывает о том, как подбирал образы для фильма:

На образы я смотрел прагматически: старался подобрать персонажей так, чтоб каждый мог найти, с кем соотнестись. Два женских образа противоположны друг другу: подруга рокера слаба и страдает (ее исполняет Тамара Адамова, которая называет себя «актриса/огонь». — Прим. RussoRosso), в противоположность ей в составе банды есть Феминистка — сильная доминирующая девушка, доведенная в этом образе до предела. Среди других персонажей есть ведомый и ведущий, есть болтливые, но, чтобы текста было не чересчур много, добавлен Садист, отвечающий за визуальную часть. Мы не хотели, чтобы все герои суетились одинаково.

Для того чтобы написать диалоги и построить сюжет, Валиуллин сотнями отсматривал известные фильмы. Из комедийных слэшеров референсом была «Хижина в лесу» (2012) и в чуть меньшей степени «Убойные каникулы» (2010). Первые «Забавные игры» (1997) тоже повлияли на замысел, равно как и «Бивень» (2014), на кульминации которого Валиуллин, по собственному признанию, с минуту хохотал в голос. Отдельно впечатлил режиссера «Тебе конец — фильм, вдохновивший на камерную съемку: один дом, несколько актеров — и все это смешно. Интересна здесь и сама история картины: она была снята и показана на фестивале в Торонто еще в 2011 году, а получила прокат лишь в 2013-м, когда дистрибьютором решила стать компания Lionsgate. В итоге это история успеха изначально недооцененного фильма. Валиуллин добавляет:

Я смотрел кино ради конкретных задач. Под драматургию выбирал известные фильмы про солдат типа «Цельнометаллической оболочки» (1987). Меня интересовали ситуации, когда группа ребят знакомится, а затем попадает в мясорубку. Ради диалогов я смотрел работы Квентина Тарантино и Гая Ричи. Очень сильно повлияли первые «Стражи галактики» (2014), где, как и в нашем фильме, действует команда сброда. При этом шутки там работают по определенным схемам, которые я вычислял и брал на вооружение.

Съемочная группа «Мертвым повезло» работала с микробюджетом: снять кино за полмиллиона — это интересный вызов своим способностям. Михаил Кукушкин, Дмитрий Богдан и Вадим Валиуллин познакомились и стали командой на съемках «Черной воды» (2017), за что группа благодарна Роману Каримову. Затем началось планирование собственного фильма ужасов. Богдан полетел ради съемок в Башкортостан. Актер с улыбкой добавил на пресс-конференции: «Мы подружились с Вадимом, а я своих не бросаю». Группа уложилась в 33 чистые смены, но потом понадобились еще две для пересъемок: предыдущий актер отказался играть дальше, так что сцены с его участием переснимали уже с Владиславом Арслановым. В доме в рамках сюжета закрывали ставни, чтоб съемочный день не был жестко привязан ко времени суток. Для реквизита бесплатно принимали советский хлам у людей, желавших от него избавиться. Сам дом не был арендован — кинематографисты просто нашли три заброшенных здания, два из них доломали и утащили материалы достраивать третий. Один участник группы в процессе стройки подхватил мышиную лихорадку, так что дом, как вспоминает Артем Айсин, в итоге строили всего два человека. В один момент из-за включенного электрочайника перегорела проводка, так что половина съемочной группы самостоятельно ее перекладывала.

Мышиная лихорадка — болезнь, особо впечатлившая Богдана:

Это необычно: просто ходишь в доме, дышишь — и ловишь «мышку». Еще и ночью в лесу было страшно, там совы всюду. А вообще сниматься в «Мертвым повезло» было так же круто, как и в «Шапито-шоу» (2011). И там, и там были свои. Ребята делали что-то настоящее, а настоящее от денег не зависит.

Помимо обилия крови и кишок (как шутит Валиуллин, для изображения «внутреннего мира» людей группа использовала бараньи потроха) фильм дополнен ярким саундтреком. Режиссер использовал песни группы «Красная плесень», которую сам с детства любит и считает полноценным искусством. Это одновременно и драматургический выбор: персонаж должен слушать именно такую музыку. Для получения прав Кукушкин связался с директором лидера группы Павла Яцыны, но оказалось проще обратиться к самому Яцыне. Музыкант очень тепло отнесся к проекту и написал, что это хороший фильм с юмором, «ровно то, что нужно в наше время». Валиуллин захотел добавить и песни «Сектора газовой атаки». Для этого Кукушкин показывал музыкантам, как хорошо их песня ложится на конкретный отрывок «Мертвым повезло». Богдан добавляет, что кинематографисты и сами писали музыку: «Херачили у меня в гримерке на двух гитарах, а уже на компьютере докидывали басы и биты».

В конечном счете сейчас главным плодом этих трудов стал сам факт попадания на фестиваль. На показе многие уходили из зала, а зрительский рейтинг «Мертвым повезло» — рекордно низкий. Полученные фильмом 4,1 балла — это меньше, чем у поразительно старомодного «Скоро все кончится», нудновато-экспериментальной «Проруби» и глянцевых несмотрибельных «Мифов», которые и вовсе нагло выходят за пределы добра и зла. Самого Валиуллина на «Кинотавре» знают как прошлогоднего призера в коротком метре за трагикомический «Кредит», но «Мертвым повезло» сильнее напоминает куда менее известные ранние работы режиссера, например забавный фильм «Террорист» (2014).

Для улучшения качества «Мертвым повезло» команда проводила фокус-группы в Москве и в Уфе, но на «Кинотавре» произошли одновременно выход в свет и непопадание в аудиторию. Кукушкин отмечает: «Здесь специфическая аудитория, наш фильм нужно сравнивать с близкими по жанру». Валиуллин добавляет:

Зритель здесь не готов к жестким шуткам, когда смеяться предлагается над отрезанными пальцами и вываливающимися кишками. Будущее нашего жанра в России будет зависеть от того, как быстро вырастут те, кто сейчас привык смотреть на смартфоне «Ходячих мертвецов» и воспринимать кровь как нечто само собой разумеющееся. Шутки над этим будут лучше выходить, когда телесность в сочетании с узнаваемым социальным фоном не вызовут отторжения. Тогда появится и смех.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.15MB | MySQL:186 | 0,853sec