«КОНГ: ОСТРОВ ЧЕРЕПА»: АПОКАЛИПСИС ДЛЯ ЦАРЯ ЗЕМЛИ
Долгожданная премьера фильма «Конг: Остров черепа» наконец-то случилась. Фильм выходит в российский прокат даже не одновременно с остальным миром, а на два дня раньше. RussoRosso объясняет, чего ждать и чего не ждать от перезагрузки классической истории о гигантской обезьяне и одновременно приквела обновленной версии «Годзиллы».
«Конг: Остров черепа» / Kong: Skull Island (2017)
Режиссер: Джордан Вот-Робертс
Сценаристы: Дэн Гилрой, Макс Боренштейн, Дерек Коннолли
Оператор: Ларри Фон
Продюсеры: Алекс Гарсиа, Джон Джашни, Мэри Пэрент, Томас Тулл и др.
Дистрибьютор в России: Каро Премьер (в прокате с 9 марта, превью с 8 марта)
Идет 1973 год, США только что официально объявили о начале вывода войск из Вьетнама, и американские солдаты готовятся отправиться домой. Полковник Пакард (Сэмюэл Л. Джексон) получает напоследок одно простое задание: его отряд должен сопроводить небольшую группу ученых во главе с Биллом Рандой (Джон Гудман) на затерянный в южной части Тихого океана остров, где могла сохраниться уникальная экосистема, давно исчезнувшая в других уголках Земли. К исследователям попутно присоединяются антивоенный фотограф Уивер (Бри Ларсон) и британский следопыт Конрад (Том Хиддлстон), у которых свои цели: Уивер собирается снять уникальный репортаж о затерянном мире, а Конраду ученые за помощь в ориентировании на незнакомой местности обещали весьма приличную зарплату. Но, прибыв на остров, команда из военных и исследователей очень скоро сталкивается с Конгом — огромной человекообразной обезьяной, живым реликтом прямиком из доисторических времен. Конг с легкостью разрушает их лагерь, и теперь людям придется очень постараться, чтобы выжить в джунглях, где их поджидают другие чудовища, по сравнению с которыми даже гигантская обезьяна далеко не так опасна.
Пожалуй, самое важное, что следует знать, отправляясь на этот фильм, — то, что это не столько очередной ремейк классики, сколько очень вольная вариация на тему. Если прошлое кино о Кинг-Конге, снятое Питером Джексоном, было романтической фантазией, вдохновленной приключенческими сюжетами начала ХХ века, то картина Джонатана Вот-Робертса — это фантазия (анти)милитаристская и очень современная, несмотря на то что ее события происходят в 1970-е годы. Поэтому ждать от новой истории про Кинг-Конга повторения старого сюжета не стоит — это фильм о другом.
Центральная тема здесь отнюдь не история любви между Конгом и беззащитной девушкой, и это второй важный момент. Вот-Робертс снимает совершенно другое кино: его основной источник вдохновения — это «Апокалипсис сегодня» (1979), на что имеются многочисленные намеки, как прямые, так и косвенные (от схожести некоторых постеров до общей стилистики и поэпизодных отсылок к фильму Фрэнсиса Форда Копполы). Как ни странно, несмотря на «детский» рейтинг PG-13 и нередко возникающее ощущение юмористичности происходящего, такой подход в целом работает.
В этом состоит главное достижение фильма: он способен, несмотря на свою очевидную претенциозность, оставаться тем, чем он должен быть, — фильмом о том, как гигантские чудовища сражаются друг с другом, иногда поедая пробегающих мимо людишек. Отчасти балансу между серьезностью и развлечением способствуют прекрасные актерские работы основного состава. Но помимо них на положительное впечатление работает и то, что сценарий реализует эксперимент с помещением Кинг-Конга в обстановку времен Вьетнамской войны с максимально возможным для такого фильма правдоподобием. Здесь стоит упомянуть и аутентичный саундтрек с прекрасным подбором хитов конца 1960-х — начала 1970-х. И очень понятное стремление полковника Пакарда «не проиграть эту войну», показав Конгу, что «царь на Земле — человек» (социально-политический подтекст здесь постоянно напоминает о себе — вероятно, это наиболее идеологический фильм о Кинг-Конге вообще). И еще множество других подобных деталей, складывающихся в весьма убедительную — и интересную — картину.
Впрочем, недостатков фильм тоже не лишен. Хотя в общем сюжет более-менее равномерно перемешивает различных героев, несколько важных персонажей получают всего лишь пару-тройку минут экранного времени, что выглядит странно. Есть сцены, которые лучше было бы не снимать в картине с рейтингом PG-13 (хотя их немного), потому что они выглядят нарочито «обескровленными». Несколько сюжетных намеков (или событий), появляющихся в течение фильма, либо не раскрываются позднее, либо выглядят незаконченными, и речь не о намеках на сиквел — для них выделена посттитровая сцена.
Но все это на самом деле мелочи, не нарушающие цельного восприятия картины. Перед зрителем в итоге оказывается отличная история о столкновении человека с неведомым миром, в котором он оказывается лишь закуской, мечущейся между кровожадными гигантами. В этом отношений «Конг: Остров черепа» естественным образом наследует упомянутой выше «Годзилле» Гарета Эдвардса: как и там, в этом фильме люди обнаруживают себя посреди схватки древних чудовищ, которые были здесь задолго до человечества — и, быть может, будут после него.