«мама!»: Идеальный дом, но мы живем не в нем
Новое кино режиссера «Реквиема по мечте» (2000) и «Черного лебедя» (2010) грозило оказаться тайным ремейком «Ребенка Розмари» (1968), но вышло чем-то совершенно иным. RussoRosso лаконично описывает результат.
«мама!» / mother! (2017)
Режиссер: Даррен Аронофски
Сценарий: Даррен Аронофски
Оператор: Мэттью Либатик
Продюсеры: Даррен Аронофски, Скотт Франклин, Эри Хэндел и другие
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип» (в прокате с 14 сентября)
Пока поэт пытается найти вдохновение для своей новой работы, его спутница жизни облагораживает совместное гнездышко — просторный, расположенный будто бы в раю дом. В один из вечеров у его порога оказывается незваный гость: хозяин (Хавьер Бардем) ему дико рад, а вот хозяйка (Дженнифер Лоуренс) не особо.
В своем новом фильме, окутанном предрелизным ореолом тайн, знаменитый режиссер Аронофски умудрился подружить тихий хоррор про таинственных людей с шумной театральной постановкой обо всем на свете, причем выглядит это на порядок лучше, чем представляется. Камера порхает вокруг тревожного лица Лоуренс, Бардем ведет себя уму непостижимо, в доме с появлением посторонних начинает твориться черт-те что, но постановщик не спешит раскрывать карты — оно и правильно, куда торопиться. Лишь вдоволь наигравшись с home-invasion-фишками, кино позволяет себе приступить к тому, за что его взяли в конкурс Венецианского фестиваля.
«мама!» вполне толково смотрится как жанровый фильм, отлично как энциклопедия метафор и вообще безупречно как визит к семейному психологу — идеальная, словом, вещь для фейсбучных баталий. Поначалу кажется, что Аронофски пал жертвой популярной тактики упаковки месседжей во что-нибудь многозначительное, но со временем приходит понимание: весь шум-гам тут затеян ради большущей песочницы, в которой зрителям дозволено вылепливать собственные замки на любой вкус. При этом кино имеет удручающе высокие шансы не полюбиться противникам патетики, гротеска, крупных планов и библейского символизма, но тут ничего не поделаешь, режиссеру все это нравится.
Что до хоррора, то рекламные материалы намекали, может быть, на жуть посерьезней, однако едва ли это разочарование. «мама!» достаточно мрачна и до поры загадочна, да и нахлынувший в определенный момент кавардак образов, на удивление, выглядит заправским триллером. Если со старта мы задаемся вопросом, к чему Аронофски клонит, то с момента смены регистров — на что еще осмелится и завершит ли все красиво. Осмелился, в общем, на многое, только вот проповедь в финале, увы, ничем оправдывать не хочется.