«Девятая конфигурация»: Идейное продолжение «Изгоняющего дьявола», о котором вы не знали

«Девятая конфигурация»: Идейное продолжение «Изгоняющего дьявола», о котором вы не знали

В связи со скорым запуском сериала по мотивам романа «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блэтти RussoRosso уже публиковал большую подборку дополнительных материалов к культовой экранизации Уильяма Фридкина. Новое шоу стартует на канале FOX 23 сентября, и мы в нетерпении следили за выходом промо-роликов (здесь и здесь). Написавший литературный первоисточник Блэтти, как вы знаете, выступил режиссером «Изгоняющего дьявола 3» (1990). Но гораздо меньше известна другая его работа — «Девятая конфигурация» (1980). Этот фильм Блэтти также снял по собственному роману, и получившаяся картина в идейном плане продолжает «Изгоняющего дьявола». Несмотря на то что «Девятая конфигурация», как и культовый хит Фридкина, получила «Золотой глобус» за лучший сценарий, она до сих пор официально не выпущена в России.

Ninth-Configuration-circle

Излет войны во Вьетнаме. Душевнобольных солдат и офицеров командование определяет в удаленный от цивилизации готический замок-лазарет. Свеженазначенный главный психиатр полковник Кейн (Стейси Кич) активно берется за реабилитацию подопечных, но кровавые искры в его глазах вызывают у офицеров еще больше вопросов, чем нетрадиционная терапия. «Девятая конфигурация» — истинный, во всех смыслах «духовный» сиквел фридкиновского «Изгоняющего дьявола» о кризисе веры и демонах внутри.

Фильм начинается как эксцентричная психопатичная комедия на манер «Уловки 22», продолжается как довольно претенциозное разговорное кино прямиком из буйных американских 70-х, а к третьему акту дает чуть ли не «Освобождение» Джона Бурмена. Понять пограничный жанровый фарш в режиссерском дебюте Уильяма Блэтти возможно, если учитывать, что великий «Изгоняющий дьявола» не был задуман исключительно как хоррор. Блэтти никогда не интересовался подобной жанровой литературой, а карьеру в кино начал с комедийных сценариев для режиссера Блейка Эдвардса. Ко всему прочему, Уильям Фридкин уверяет, что во время плотной подготовительной работы с Блэтти ни разу не поднимался вопрос о том, насколько фильм или отдельно взятые сцены должны получиться страшными и жуткими (еще более страшными и еще более жуткими). Текст романа говорил сам за себя и не требовал дополнительных жертвоприношений.

«Девятая конфигурация» к жанру хоррора имеет скорее опосредованное отношение, но к философским и визуальным темам «Изгоняющего дьявола» — прямое. Это мощная «сиквельная» эскалация идей. Не зря самым растиражированным образом из фильма является астронавт, разглядывающий распятого на лунной поверхности Иисуса Христа. Лучшего продолжения «Изгоняющего дьявола» снять было бы нельзя. Однако Блэтти умудрился это сделать.

Ninth-Configuration-central-image

«Девятая конфигурация» выросла из раннего, впоследствии переписанного романа Блэтти. Экранизация готовилась под Фридкина еще до зарождения идеи «Изгоняющео дьявола». Но в конце 60-х столь отважных спонсоров не нашлось. Впрочем, и получившийся в 1980-м фильм был снят на деньги корпорации PepsiCo, у которой в Венгрии без движения увязла дебиторская задолженность; ее-то и спустили на выездные съемки в Европе. Первый прокат прошел на тормозах. Второй раз фильм с оригинальным романным названием Twinkle, Twinkle, «Killer» Kane успешно пустили по сети полночных кинотеатров как живую cult classic. Но «Девятая конфигурация» умудрилась пролезть на «Золотой глобус» и даже победить в сценарной номинации, что странно для культового кино.

Даже 35 лет спустя некоторое благоговение вызывает сумасбродный ритм «Девятой конфигурации»: нерасторопность первой половины и злая стремительность второй. Как и любое правильное кино о военных, «Девятая конфигурация» не терпит в своем сюжете женщин и населена страшно фактурными мужчинами. Как и любой хороший фильм ужасов, «Девятая конфигурация» лезет под кожу какими-то малообъяснимыми приемами и пару раз лихо дает зрителю под дых.

Полковник Кейн в исполнении неповоротливого Кича наделен почти терминаторской механической мимикой, он высечен из гранита и сдержан до зубного скрежета. Все только для того, чтобы в одной четко выбранной сцене стереть этот гранит в опасно мелкую крошку. Вокруг Кейна все это время разыгрывается дурной цирк — один пациент ставит Шекспира с собаками в главных ролях, другой кружит по замку на ракетном ранце, третий пытается пройти сквозь стену. Ближе к середине фильма Кейн в терапевтических целях наряжает всю охрану лазарета в серую нацистскую униформу, но и это скорее вялотекущая прогрессия пульсирующего всюду безумия, нежели яркая сюжетная вспышка.

Ninth-Configuration-madness

Долгий же путь к религиозному (или атеистическому) ужасу лежит на плечах списанного в утиль астронавта Билли Катшоу (Скотт Уилсон). Мощные театральные перепалки между взвинченным истериком Катшоу и монументальным Кейном — сердце тьмы фильма, сеансы взаимного изматывающего экзорцизма. Первый заблудился в атеистической пустоте открытого космоса, второго же забороли демоны вполне христианского толка.

Подводя итог споров в неоправданно светлом и странном финале, Блэтти установил последний мост между «Изгоняющим дьявола» и «Девятой конфигурацией». Если первый утверждал существование дьявола, то второй намекнул на присутствие бога.

Share on VK
Виктор Северный

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.94MB | MySQL:104 | 0,979sec