Сенобитов много не бывает


УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

После просмотра нового «Восставшего из ада» – очередной попытки возродить некогда популярную серию о сенобитах, захотелось вспомнить предыдущие части истории. Дмитрий Бортников пересмотрел все фильмы франшизы и рассказывает, почему некоторые заслуживают внимания больше других, и как выглядит новая версия на фоне остальных.


Стандарт и благословление на франшизу: «Восставший из ада» (1987)

Семейная пара – Ларри и Джулия – переезжают. Бывший владелец дома, брат Ларри – Фрэнк в погоне за наслаждениями открыл старинную шкатулку и попался на удочку сенобитов, затащивших его в ад. Джулия, испытывающая влечение к Фрэнку, начинает водить в дом мужчин, передавая их «заложнику» ада для спасения своего возлюбленного.

Оригинальный фильм снял автор первоисточника Клайв Баркер. Для писателя было важно, чтобы в центре сюжета находилась семья, разрываемая эмоциями и скелетами в шкафу. А уже потом шли сенобиты, которых тут совсем немного, зато они оставляли затравку на продолжения, в которых другие режиссеры рассказывали, с чего все началось и как все устроено в аду. «Восставший из ада» – концепция ужаса, а не сам хоррор во плоти. Это база и атмосфера, запустившие новую любовь к латексу и запретным удовольствиям.


Знакомство с сенобитами и воплощение ада: «Восставший из ада 2» (1988)

Оставшись в живых в оригинальной картине, дочь Ларри, Керсти, попадает в психлечебницу. Она видит странные сны — о военном, собирающем шкатулку и превращающемся в нечто очень знакомое… Единственный, кто воспринимает ее всерьез – доктор Чаннард, который возвращает ее мачеху из ада. Восстановив тело Джулии, он с помощью аутистки Тиффани, мастерицы головоломок, — вызывает сенобитов.

Благодаря успеху первой части, бюджет сиквела заметно увеличился. Это позволило создателям провести зрителей и Керсти с Тиффани по аду, а также приоткрыть тайну происхождения Пинхеда и его подручных и продемонстрировать процедуру создания сенобитов. Главное, авторы продолжили работать по заветам Баркера о том, что «Восставший из ада» – это страшная сказка для взрослых со своими индивидуальными особенностями.


Возвращение сенобитов, клубная жизнь и журналистика: «Восставший из ада 3: Ад на Земле» (1992)

После событий сиквела Пинхед заключен в статую (Столб Душ), но с помощью ее нового владельца ему удается воскреснуть. Демон тут же создает новых сенобитов и отправляется на поиски душ, которым давно пора в ад. Противостоять в этой части Пинхеду и его приспешникам будет симпатичная репортер Джоуи и его собственный человеческий дух.

Успехи сиквела позволили в третьей части убить, кажется, самое большое количество заблудших душ. В отличии от предыдущих историй Пинхед разгуливает по городу и совершает самые зверские убийства. В очередной раз разделавшись с ним, Джоуи закапывает шкатулку на стройке, где появляется офисное здание, украшенное таким же орнаментом, как у шкатулки. Об этом здании во франшизе как-то позабыли, а ведь оно легко могло бы всплыть, в качестве разносчика сенобитов в продолжениях.


Космос, происхождение шкатулки и уничтожение вселенского зла: «Восставший из ада 4: Кровавое родство» (1996)

В будущем доктор Мерчант пытается открыть шкатулку на космической станции, но группа военных арестовывает его за превышение полномочий. В ходе допроса доктор раскрывает историю своего рода: его предок, один из величайших мастеров Франции, создал таинственную шкатулку, с помощью которой заказчик вселил в тело убитой им женщины демона. Спустя века Анжелика нашла потомка своего «создателя», после чего в наш мир вернулся Пинхед.

Авторы раскрывают последние неизведанные карты и выкладывают зрителям всю историю о том, как появилась шкатулка, на этот раз без особой жестокости расправляются с героями, а Пинхеда на время сменяет Анжелика, чьи методы и замашки дают возможность создателям показать людские желания и увлечения с не рассматриваемой до этого стороны.

Нам как бы напоминают, что человечество может выйти хоть за пределы вселенной, а зло, с которым оно борется и которому сопротивляется, все равно останется неизменным. У главных героев вроде как даже выходит победить сенобитов, но демоны ада выбирались и не из таких историй. Возможно, когда-нибудь кто-то продолжит и эту ветвь «Восставшего из ада» или придумает объединить Пинхеда с Чужим или Хищником.


Нечистый на руку полицейский в хоррорнуаре: «Восставший из ада 5: Инферно» (2000)

Детектив Джозеф Торн расследует загадочное убийство. На месте преступления он находит странную шкатулку, которая не дает ему покоя. Когда он наконец открывает ее, на волю выходят сенобиты. Всё это кажется страшным сном, но утром он получает звонок от девушки, с которой провел ночь. Приехав ей на помощь, он обнаруживает ее повешенной в ванне.

Еще до «Пилы» и в один год с «Помни» Кристофера Нолана вышел дебютный полнометражный фильм Скотта Дерриксона, который переворачивает уже привычный мир «Восставшего из ада» с ног на голову. И пока полицейские пытаются поймать Инженера, режиссер будущего «Синистера» выстраивает на экране мир порока и вседозволенности, и в какой-то момент уже становится непонятно, что здесь страшнее – сенобиты или то, что вытворяет детектив Торн. Финалом истории становится бесконечно повторяющийся кошмар тех, кто не соблюдает законы жизни, пытаясь сбежать от суда и наказания всеми доступными способами.


Воображаемая реальность и возвращение Керсти: «Восставший из ада 6: Поиски ада» (2001)

Керсти и ее муж Тревор попадают в аварию на мосту – машина падает в воду. Он выбирается, а она тонет вместе с автомобилем. Пришедшего в себя Тревора навещает в больнице детектив и во время разговора упоминает, что тело Керсти не было найдено на месте происшествия.

Когда жизнь кажется нереальной, надо найти в ней что-то настоящее и держаться за это. Возможно, вы просто находитесь в чистилище и все вокруг лишь подготовка к переходу в ад. Фильм получился гораздо собраннее многих сиквелов «Восставшего». Правда, к франшизе «Поиски ада» имеют достаточно опосредованное отношение – сенобиты здесь добавлены в сюжет будто в самый последний момент, когда авторы опомнились, к какой франшизе приписывают свою картину.


Запрещенное видео, мессия и суд Пинхеда: «Восставший из ада 7: Армия мертвецов» (2003)

Американская журналистка Эми Кляйн после статьи про наркопритон идет к начальнику за очередным заданием. Тот показывает ей видеокассету из Румынии, на которой запечатлена секта и ритуальное убийство молодой девушки Марлы. Та загадочным образом сразу оживает после поцелуя главы сообщества, Винтера. Заинтригованная таким материалом, Эми немедленно берётся за расследование таинственного события.

Поначалу фильм выглядит достаточно любопытно. Однако быстро превращается в бесконечный набор пустых и бесполезных сцен без объяснений. Вместо того, чтобы рассказывать историю, авторы бесконечно решают, что же им делать с героями, постоянно снабжая их жестокими галлюцинациями и приближая встречу с сенобитами.


Видеоигра, месть и маски с номерами: «Восставший из ада 8: Адский мир» (2003)

Группа молодых людей увлекается компьютерной онлайн-игрой «Адский мир». Одного из них одержимость этим виртуальным миром приводит к самоубийству. Два года спустя пятеро его друзей посещают частную вечеринку, приглашения на которую получают через саму игру. Гостей радушно приветствует организатор, предлагая им напитки и экскурсию по особняку.

Самая удивительная часть франшизы. К восьмому эпизоду в проекте решил поучаствовать Лэнс Хенриксен, первый претендент на роль Ларри Коттона. Кроме того, в этом фильме Пинхэд последний раз выглядит, как Дуглас Брэдли. Это кино о мести и фанатах: один из героев, например, ходит в футболке с изображением Пинхэда, а в конце зрителей неминуемо ждет твист, без которых франшиза уже и немыслима. Было бы здорово, если бы и в следующих историях нашлось место Лэнсу Хенриксону, который может продолжить, как Пила, искать тех, кто действительно виноват, и показывать им, что они совсем не правы…


Найденная пленка, семейность и обман: «Восставший из ада 9: Откровения» (2010)

Стивен и Нико сбегают в Мексику. Чуть позже они исчезают. Мексиканские власти возвращают их вещи родителям, в том числе видеозапись, которая была сделана Стивеном незадолго до их исчезновения. Через год их семьи собираются на ужин. Напряженность возрастает, когда Эмма требует, чтобы её мать раскрыла содержимое видеозаписи Стивена, которую та смотрит одна.

Все возвращается на круги своя. Главные герои играются со шкатулкой, а потом один вынужден спасать другого посредством убийства людей. Затем один из них находит дорогу домой и делает все это лишь для того, чтобы сдать побольше душ сенобитам. Версия Пинхеда в девятой части ужасна, будто целью создателей было найти такой образ, глядя на который, зрителям еще меньше хотелось бы попасться на «удочку» перед отправкой в ад.


Полицейские, ангел и выживание: «Восставший из ада 10: Приговор» (2018)

Детективы Шон и Дэвид Картеры расследуют дело о жутких убийствах. Объединив усилия с еще одним детективом, они следуют за убийцей все глубже и глубже в лабиринт ужаса, которому нет места в мире живых. Чем дальше они опускаются в преисподнюю, тем отчетливее понимают, что клюнули не на ту наживку.

В новой части авторы вспомнили, что существует не только ад, но и рай, не забыв и о том, что сделал для киноиндустрии Дэвид Финчер. Режиссер Гэри Дж. Танниклифф выступает на проекте еще и как сценарист, и как актер, изображающий одного из самых мерзких персонажей серии. Твисты в данном случае не работают, да и расшифровывать их совсем некогда, т.к. действие несется бешеными темпами, хотя десятая часть стала первой, когда в тела жертв стали засовывать животных… Да и в целом все тут себя ведут так, будто в курсе, что снималась эта часть только для того, чтобы у студии сохранились права на бренд.


Движение к истокам, много спецэффектов и возможность выйти на новый уровень: «Восставший из ада» (2022)

Райли и ее парень Тревор проникают на заброшенный склад, где находят лишь шкатулку. В пустом парке, сумев решить головоломку, девушка встречает сенобитов. От ада ее спасает брат, и когда Райли приходит в себя, она решает разобраться, куда пропал ее брат, а также кто и зачем держал шкатулку на складе.

Конечно, перезапущенный «Восставший из ада» выглядит лучше и продуманней, чем большинство из того, что было создано в серии за девяностые-двухтысячные, несмотря на затянутое введение. Однако после того, как герои попадают во владения оккультного коллекционера, ритм истории заметно убыстряется и проект переходит в формат слэшера, бескомпромиссного и жестокого, где каждому придется выбрать, на чьей он стороне и что готов сделать, чтобы выжить и не дать сенобитам затащить себя в ад.

Подробнее о перезапуске читайте в нашей рецензии.


«Восставший из ада» за 35 лет существования прошел длинный и неровный путь, так и не найдя себя и растеряв главных создателей и тех, кто хотел реформировать и перестраивать историю. Он так и не смог сформулировать идею для новых поколений. Конечно, было бы прекрасно, если бы серией вновь занялся Клайв Баркер, и какая-нибудь роль досталась бы Дугласу Брэдли, чтобы можно было закрыть все вопросы и претензии и дать шанс франшизе сделать что-то действительно необычное и важное – то, что поможет сенобитам вновь завладеть умами зрителей, но, увы, не всегда всё происходит так, как нам бы хотелось.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Александр

    Спасибо за обзор фильмов серии. Я смотрел первые семь частей. Затем решил остановиться.

WordPress: 12.06MB | MySQL:115 | 0,727sec