Режиссерский комментарий: «Зловещие мертвецы 2»
Вторая часть «Зловещих мертвецов» — одна из наиболее популярных в культовой франшизе. Премьера фильма прошла тридцать лет назад, а посмотреть его можно было и в Советском Союзе. RussoRosso собрал тридцать фактов из специально записанных для DVD комментариев режиссера Сэма Рэйми, звезды фильма Брюса Кэмпбелла, соавтора сценария Скотта Шпигеля и мастера спецэффектов Грега Никотеро.
- Существует спор, считать «Зловещих мертвецов 2» сиквелом или ремейком. В конце титров фильм обозначен все-таки как «сиквел к наивысшему испытанию изнурительным ужасом».
- Логотип Rosebud Releasing Company был создан специально для фильма, как и сама студия: у продюсера Дино де Лаурентиса («Дорога» (1954), «Кинг-Конг» (1976), «Синий бархат», 1986) была производственная компания DEG, но она не могла выпустить кино с рейтингом Х, который «Зловещим мертвецам 2» присвоила Американская киноассоциация. Название Rosebud Releasing Company отсылает к «Гражданину Кейну» (1941).
- Фильм снимали в городе Вэйдсборо в Северной Каролине. Съемки проходили с мая по сентябрь 1986 года.
- Рэйми и оператор Питер Диминг («Малхолланд Драйв» (2001), «Крик 4» (2011), «Хижина в лесу», 2012) снимали некоторые сцены со специальными насадками на объективы, чтобы добиться плоского и растянутого изображения.
- Кинематографистам пришлось переснять открывающую сцену из первой части, потому что они не смогли получить у New Line Cinema права на использование кадров.
- Магнитофон появлялся в оригинальном фильме 1981 года и принадлежал отцу Брюса Кэмпбелла. Также из первых «Зловещих мертвецов» во вторую часть перешли Книга Мертвых и кандарийский кинжал.
- Хижина в лесу — это двухэтажная декорация, построенная в спортивном зале школы в Вэйдсборо.
- В тех же местах, где проходили натурные съемки «Зловещих мертвецов 2», Стивен Спилберг до этого снимал «Цветы лиловые полей» (1985).
- План, запечатленный движущейся камерой одним кадром, режиссер Сэм Рэйми снимал на камеру, установленную на мотоцикл. В эпизоде, где она пролетает через хижину, вторую дверь не успели открыть — и Рэйми врезался в нее, а чуть позже сломал челюсть Кэмпбеллу, не успев вовремя затормозить (впрочем, существует информация, что никакого перелома на самом деле не было, а кинематографисты специально всем рассказывают эту историю, проверяя, кто в нее поверит). Сцену снимали последней, чтобы, если главный актер вдруг пострадает, основные съемки были уже позади.
- В контактных линзах Кэмпбелл не мог даже понять, открыты его глаза или нет. Актер ничего не видел, так что эти сцены приходилось много репетировать.
- Роберт Куртцман занимался спецэффектами для крупного плана, в котором у Эша «очищается» глаз. Для эффекта была создана увеличенная копия человеческого глаза.
- Создатели фильма шутят, что с Брюсом Кэмпбеллом делали ужасные вещи во время съемок: его гримировали, бросали, топили и душили.
- Кровь на лице Эша делали густой с помощью геля и вазелина, так как актер сильно потел во время съемок.
- В кадре, где на колени герою падает голова его подружки Линды (Дениз Бикслер), ноги Эша ненастоящие в отличие от головы актрисы, которая пряталась под муляжом.
- В одной из сцен бензопила оказывается на месте левой, а не правой руки героя, так как во время монтажа Рэйми решил, что Эш должен идти в другом направлении, и зеркально развернул картинку.
- В кадре, где голова Линды зажата в тисках, фиктивные тиски надевались на плечи актрисы, создавая иллюзию.
- В сцене, где Эш смотрит в зеркало, с другой стороны «зеркала-дыры» построили копию декорации.
- Демоническая отрезанная рука, которую протыкает Эш, сделана из желатина. Материал отлично смотрелся в кадре, но постоянно плавился, поэтому изделия, изготовленные из него, приходилось хранить в холодильнике.
- Продюсеры настаивали, чтобы кровь демонов была разного цвета, в надежде избежать рейтинга Х, однако ради рейтинга R кино все равно пришлось перемонтировать.
- Для сцены, где все предметы в хижине смеются над Эшем, был записан смех почти всех членов съемочной группы.
- Теда Рэйми (одержимая Генриетта) нельзя увидеть под гримом. Актеру пришлось надеть латексный костюм, контактные линзы, парик и накладные зубы. Единственная настоящая часть тела Теда, которую видят зрители, — язык. К тому же актер так обильно потел во время съемок, что к концу съемочного дня из костюма выливали литры жидкости. В финале фильма, когда Генриетта летает в хижине, можно увидеть, как из ее уха льется пот. Ходят слухи, что таким образом в конце съемок мастера спецэффектов подшутили над актером, использовав весь пот, который они собрали.
- В одной из вырезанных сцен одержимый Эш съедал белку.
- Дэна Хикса утвердили на роль Джейка после того, как актер во время прослушивания вытащил вставные зубы. Позже он снимался в эпизодах во многих работах Рэйми. Смерть Джейка была задумана по-другому, но во время съемок создателям пришла новая идея, которая всем дико понравилась.
- В фильме можно увидеть перчатку Фредди Крюгера. В свою очередь, в «Кошмаре на улице Вязов» (1984) по телевизору показывали оригинальных «Зловещих мертвецов» (1981). Рэйми отметил, что в свое время Уэс Крэйвен поместил в фильм «У холмов есть глаза» (1977) порванный постер «Челюстей» (1975), как бы сказав таким образом: «У вас просто попкорновое кино, а у меня настоящий хоррор!» С перчаткой Фредди Рэйми проделал такую же акцию с «Кошмарами».
- Совет Рэйми киногероям: «В хоррорах никогда не идите спиной вперед».
- В заключительной сцене, где Эш попадает в прошлое, изображение намеренно обесцвечено.
- Сексуальный персонаж Бобби Джо (Кэсси ДеПайва) был навеян образом актрисы Холли Хантер, которая в начале 1980-х делила жилье в Нью-Йорке с Сэмом Рэйми, Джоэлом Коэном и Фрэнсис МакДорманд. Однажды Хантер оделась и накрасилась вызывающе, отправляясь на прослушивание на роль проститутки. Рэйми похвалил ее внешний вид, за что тут же получил втык. Режиссер хотел, чтобы она сыграла Бобби Джо, но продюсеры захотели «кого-нибудь сексуальнее».
- Дым, который выходит из бензопилы, на самом деле — сигаретный. Рэйми провел трубку с другой стороны инструмента, спрятался за кадром и выдувал сигаретный дым через нее.
- Синьор Кохонэс (от исп. cojones — «яйца». — Прим. RussoRosso) — так съемочная группа прозвала крысу, которую можно увидеть на лестнице над плечом Кэмпбелла.
- Рэйми нравится британский постер к фильму.