Режиссерский комментарий: «Слизняк»
6 июля в российский прокат выходит хоррор «Эксперимент “Офис”», сценарий к которому написал Джеймс Ганн. RussoRosso решил вспомнить дебют создателя «Стражей Галактики» в полном метре — «Слизняка» (2006), на котором Ганн впервые поработал с Майклом Рукером.
- Джеймс Ганн написал сценарий, когда ему в голову пришел образ девушки, в рот которой, извиваясь, залезает инопланетный червь. Название придумалось вскоре после этого. Целью Ганна было вернуть кровавые, чрезмерные, юмористические элементы фильмов о монстрах 1980-х вроде «Мухи» (1986) Дэвида Кроненберга, «Нечто» (1982) Джона Карпентера, «Существа в корзине» (1982) Фрэнка Хененлоттера, «Реаниматора» (1985) Стюарта Гордона, «Возвращения живых мертвецов» (1985) Дэна О’Бэннона и ранних картин Сэма Рэйми и Питера Джексона.
- Текст был написан за пару месяцев. По словам Ганна, после выхода «Рассвета мертвецов» (2004) компания Gold Circle разрешила ему делать все, что он захочет, и сразу же запустила фильм в производство.
- Саймон Стэдман специально для фильма написал песню Sad World, которая играет в начальном монтаже улиц городка.
- Ганн хотел взять на главную женскую роль хичкоковскую блондинку, красивую и грациозную в старомодном понимании. Элизабет Бэнкс соответствовала этим критериям, а также была готова творить все те отвратительные вещи, которые приходилось пережить ее героине Старле.
- Ганн сыграл коллегу Старлы в эпизоде фильма. Свое появление он прокомментировал так: «Вот этот парень — настоящий придурок! Это я, кстати».
- На появление Нэйтана Филлиона Ганн отреагировал так: «А вот и самый красивый мужчина в мире!» По словам самого Филлиона, первое, что он думает, когда видит себя на экране: какой у него большой нос!
- Как утверждает Ганн, за «Слизняка» Филлиона ужасно хвалили критики.
- Ганн считает, что секс с Майклом Рукером (он играет мужа Старлы Гранта, который превращается в монстра) — самая страшная сцена в фильме. В одном месте актер щелкает по соскам своей экранной жены — продюсеры просили убрать этот момент из фильма. Ганн отказался.
- По словам Филлиона, Рукер оказался совсем не таким человеком, каким он его себе представлял до съемок. Майкл дружелюбный, что не вяжется с его привычным экранным амплуа. Однажды он разбил свои очки, когда в перерыве между съемками с подростковой энергией изображал приемы кунг-фу.
- Песня Air Supply Every Woman in the World была в фильме еще на стадии сценария. Ганн считает, что она жуткая.
- Над фильмом работало множество компаний по созданию компьютерной графики, но режиссер выделяет работу двух: Digital Dimension и Image Engine.
- Имена некоторых персонажей в фильме — отсылки к хоррорам, но Ганн хочет, чтобы зрители сами их нашли.
- В день, когда снимали сцену с Рукером и Брендой Джеймс в лесу, оператор-постановщик и камерамен заболели, но ничего не сказали об этом Ганну. Из-за этого некоторые части съемочной площадки были плохо освещены, но это смогли поправить при монтаже.
- Фильм получился ровно таким, каким его задумывал Ганн при работе над сценарием, вплоть до игры актеров.
- Привыкший к gore-эффектам Ганн все равно ужаснулся натуралистичности трупа собаки в подвале Гранта.
- Рукер вывихнул плечо во время работы над сценой, где Грант нападает на Старлу и у него отрастает рука. Однако актер никому об этом не сказал, пока съемки эпизода не завершились.
- Однажды Филлион подошел к Ганну со словами: «А ты уверен, что будет страшно? Мы ж все делаем смешным!» На это Ганн ответил, что хочет сделать смешное кино, но не комедию.
- Ганн считает, что жуть исчезла из современного хоррора. Все хотят пугать людей джампскейрами, а не выводить из себя крипотой. «Фильмы Кроненберга не пугали, но они же были жуткие!» — приводит он пример.
- Как считает режиссер, инопланетянин завладел телом Гранта, его мозгом и воспоминаниями и впервые почувствовал любовь через героя Рукера. Так он объяснил сцену секса между Грантом и Старлой после его заражения.
- Слизняки, которые вылезают из груди Рукера, компьютерные.
- В одной из сцен в кадр попадает телевизор, где показывают «Токсичного мстителя» (1984) Ллойда Кауфмана и студии Troma. Именно на ней Ганн начинал свою карьеру. Он написал с Кауфманом сценарий к «Тромео и Джульетте» (1996). Этот фильм — второй любимый кинематографический опыт Ганна. Кстати, Кауфман появился в «Слизняке» в камео в полицейском участке.
- По словам Ганна, сцена, где Грант «подключается» к Бренде, — это инопланетное изнасилование.
- Роб Зомби подарил голос доктору Карлу в телефоне.
- Для первоначальной трансформации Рукер проводил в кресле гримера «всего» 2-3 часа. Для последующих стадий актеру приходилось мучиться гораздо дольше.
- Тайлер Бэйтс также работал над «Рассветом мертвецов» и «Изгнанными дьяволом» (2005). Ганн попросил его написать чрезмерную версию музыки Бернарда Херрманна («Психо», 1960) и сравнивает результат с песнями Queen.
- Эпизод с мэром в полицейском участке — один из самых любимых у Ганна из-за диалогов. Другие режиссеры никогда не могли правильно уловить интонацию разговорных сцен в его сценариях.
- Ганн очень тщательно подошел к кастингу «Слизняка», потратив на подбор актеров долгое время.
- Трансформировавшийся Грант в поле — это кукла. Компьютерные эффекты использовались, чтобы удалить из кадра людей, которые ею управляли. Корова, которую убивает монстр, также была создана на компьютере.
- Ганну нравится тон фильма и то, что Бэнкс играет так, будто снимается в серьезной драме.
- В сцене, где Грант разрезает пополам одного из второстепенных персонажей в поле, к шее Рукера прикрепили специальное устройство, которое двигало щупальцем на голове. Штуковина была дико неудобной и причиняла Рукеру дискомфорт. Кадр, где Чарли (Бен Коттон) разваливается пополам, сделан с помощью компьютерных и практических спецэффектов (к последним относились и вываливающиеся внутренности).
- По словам Ганна, во многих фильмах деревья в лесу светились голубым, которому неоткуда взяться по сюжету. Ганн хотел избежать этого.
- Амбар находился на территории, принадлежавшей буддистским монахам, которым нравилась «Матрица» (1999). Художник-постановщик Эндрю Нескоромны очень хотел использовать эту локацию.
- По ходу съемок у актрисы Бренды Джеймс проявились карнофобия (боязнь мяса) и клаустрофобия. Женщина ненавидела куски мяса, которые валялись на съемочной площадке.
- Ганн не доволен, как слизняки выглядят в сцене, где они окутывают главных героев.
- Ганн отмечает, что по ходу фильма протагонисты постоянно меняются. Вначале это Грант, затем Старла, затем Билл (Филлион), а потом на десять минут героиней становится Кайли (Таня Солнье).
- В оригинальном сценарии был эпизод, где слизняк залезает в горло одной из сестер-близняшек. Ганн рад, что не стал делать эту сцену по просьбе продюсеров, так как даже сам процесс съемок заражения, когда личинки залезают в рот, был бы полон сексуального подтекста.
- Сцену, где мать Кайли (Айрис Куинн) рвет на дочку кровью, нужно было снять за три дубля, потому что именно на столько попыток хватало чистой одежды. В первых двух дублях Ганну не понравилось, как разлетается кровь-рвота. Получился только третий, в котором актриса попробовала кашлять.
- Ганн хотел снять, как слизняки гоняются за Кейли по дому, но это было слишком дорого.
- Ганн любит делать сложные в постановке кадры, и на «Слязняке» ему не хватало денег на аренду кранов.
- Мэр Джек Макриди (Грегг Генри) назван так в честь Р. Джей Макриди из «Нечто». Фильм Карпентера был Библией на съемках «Слизняка». По словам Филлиона, в фильме нет сцен с участием Генри, которую бы тот не украл.
- Дон Томпсон (Уолли) очень хотел сыграть сцену, где его герой оживал. Будучи фанатом фильмов ужасов, актер был страшно благодарен Ганну за шанс сыграть в хорроре.
- Ганну пришлось сделать очень много дублей с близняшками-зомби. Чтобы получить нужный эффект, режиссер превратил съемки в игру.
- Ганн любит, чтобы герои меняли характер по ходу фильма. Старла, таким образом, превращалась в настоящего борца. В «Рассвете мертвецов» много таких героев.
- Все зомби в фильме имеют сознание Гранта. Все они любят Старлу.
- Бывая жена Ганна Дженна Фишер сыграла диспетчера в полицейском участке. Изначально эту роль должен был играть другой актер. Однако он попросил Ганна отпустить его на съемки более значительной партии в пилоте сериала. По словам режиссера, лучше не иметь на площадке людей, которые не хотят работать над фильмом. К тому моменту, как «Слизняк» вышел на экраны, Фишер прославилась благодаря сериалу «Офис» (2005–2013).
- Изначально Макриди умирал в амбаре, но Ганну захотелось, чтобы во второй части фильма было больше юмора, и режиссер «спас» его. В одной из сцен герой кричит: «Они хотят устроить буккакэ с Джеком Макриди?! Могут поцеловать меня в жопу!» Ганн считает, что многие зрители не поняли значение слова «буккакэ».
- Через дорогу от места съемок автоаварии проходила вечеринка «Ангелов Ада». Для кинематографистов перекрыли движение, но одного из байкеров оштрафовали за то, что он попытался проехать через ограждения. Он разозлился и мешал съемочному процессу, запуская фейерверки.
- Мама Нэйтана пришла на премьеру «Слизняка» и кричала от страха весь фильм.
- Ганн не очень доволен тем, как получилась сцена с нападением оленя-зомби (изначально было четыре оленя). Это наименее любимый эпизод Ганна во всем фильме. Цифровой олень Ганну не понравился еще больше. Филлион изображал, что зверь швыряет его по офису, а Ганн давал указания: «Сильнее! Сильнее!»
- «Ну, не знаю. Ее план так себе. Она ж видела своего мужа. Она отлично борется за выживание, но явно не самый умный человек в мире», — так Ганн прокомментировал сцену, где Бэнкс берет щетку, чтобы убить мужа.
- Ганн подсказывал Филлиону реплики в некоторых сценах.
- Финальную сцену с Рукером и Бэнкс было ужасно сложно снимать. Рукер мучился от килограммов грима и накладок. Много времени отняли «практические» щупальца, которые в итоге заменили компьютерными. Ганну также не понравилось, как выглядит главный монстр. Он остановил съемки на несколько часов, чтобы заново создать внешний вид чудовища прямо на съемочной площадке. Постпродакшн сцены также был крайне долгим и тяжелым. По словам Ганна, в итоге сцена работает благодаря актерской игре, а не техническим решениям, на которые было потрачено много времени.
- Ганн был очень рад работать над фильмом и шутит, что, если бы «Слизняк» собрал больше трех долларов, все было бы просто прекрасно.
- Впервые работая в качестве режиссера, Ганн научился понимать, что важно, а что нет. Первой его целью было сделать хороший фильм, а второй — получить шанс ставить картины в будущем. Обе они, по его словам, реализованы, и он счастлив.
- Филлион — большой поклонник ремейка «Рассвета мертвецов» и даже прослушивался на одну из ролей в нем (он шутит, что ему сказали, что ищут на эту роль блондинку пониже ростом).
- Ганн не совсем доволен ярлыком «хоррор-комедия», но другого термина не находит. Режиссер считает, что «Слизняк» еще и мелодрама, оммаж, история любви. И вообще «фильм можно смотреть по-разному».