ММКФ-2021: обзор жанровых фильмов фестиваля
С 22 по 29 апреля прошёл Московский международный кинофестиваль. В этот раз хорроры были представлены более чем скромно – либо не слишком удачными фильмами, либо слишком неудачными. Про некоторые из них мы уже писали (например, про «Страх на улице 61» и «Кровопийц» в обзоре программы Берлинале, или про «Стук» – в тексте про «Сандэнс»). Об успехах и разочарованиях 43-го ММКФ на ниве ужасов и жанрового кино рассказывает Иван Афанасьев.
«Сбой в матрице» / A Glitch in the Matrix
(реж. Родни Ашер)
Предыдущие картины знаменитого в узких кругах документалиста Родни Ашера пронизаны паранойей не слабее хичкоковских триллеров. В «Комнате 237» он разбирал «Сияние» Стэнли Кубрика, раскрывая неожиданный подтекст фильма, которому позавидовал бы даже рьяный сторонник QAnon. В «Ночном кошмаре» он разбирал феномен «сонного паралича», усилиями игрового кино реконструируя жуткие картины ночных видений людей, столкнувшихся с этим феноменом. Он как бы пытался видоизменить привычную нам картину реальности. В «Сбое в Матрице» он идёт ещё дальше, предлагая слегка набившую оскомину, но по-прежнему жутковатую теорию, призванную взорвать мозг.
Есть немало доводов в пользу того, что мы живём с вами в искусственно созданном мире, а интернет, видеоигры и кино – фактически, порталы за его пределы, которые должны послужить орудиями бунта. Звучит заманчиво, но на деле смотреть фильм Ашера будет интересно разве что самому заядлому стороннику многочисленных теорий заговора. В фантазии режиссёру, с другой стороны, не откажешь. Сваливая в кучу Minecraft, все фильмы-антиутопии сразу, философские труды XIX-XX веков и чуть ли не ютуб-ролики, он так красиво шьёт всё белыми нитками, что во время просмотра хочется надеть шапочку из фольги, положить телефон в пакетик из-под чипсов и уйти в ламповый виртуальный мир. В эпоху пандемии и сопутствующей ей самоизоляции – вполне себе актуально.
«Наваждение Джули» / Messe basse
(реж. Батист Драпо)
Наивная и идеалистичная Джули переезжает на учёбу в маленький французский городок, где селится у пожилой англичанки Элизабет. До сих пор прекрасная и полная жизни, но странноватая мисс позволяет ей жить в доме за минимальную плату в обмен на помощь по хозяйству и уход за супругом. Довольно скоро Джули понимает, что Элизабет – вдова, а муж давным-давно погиб, но та продолжает общаться с ним через… деревянную куклу. Поначалу, относясь к этому со скепсисом, Джули потакает странностям старушки, но постепенно понимает, что в доме действительно ещё кто-то есть.
Жаль, что звучит это всё гораздо красивее и интереснее, чем смотрится. Начинаясь, как эдакий готический триллер с кусочками мистики, выразительной цветовой гаммой и впечатляющим звуковым сопровождением, постепенно «Наваждение Джули» превращается в цирк и балаган. Главная героиня действительно начинает видеть умершего супруга Элизабет и постепенно в него влюбляется – что приводит к ссорам на этой почве между ней и женой «призрака». Авторы пытаются противопоставить этот романтический образ пошлому подобию «любви», с которым Джули сталкивается в своей обычной жизни (вроде обряда посвящения в институте, где девушки импровизируют минет на бананах). Но лучше бы авторы просто сделали кино про ревность и наваждение, чем городили огород о ревности двух явно нездоровых женщин.
«Имморталист» / Immortalist
(реж. Владислав Козлов)
Макс, адвокат компании, разрабатывающей «сыворотку молодости», способной замедлять старение и даже оборачивать его вспять, узнаёт, что его любимому деду осталось жить совсем немного. В разговоре с набожной матерью-алкоголичкой он пытается протолкнуть идею заморозить дедулю, чтобы в будущем воскресить его. Есть, правда, нюанс: денег на всё тело не хватит, поэтому придётся проделать эту операцию лишь с головой, чтобы в будущем присобачить её к свеженькой «основе». Мама, конечно, против отделения души от плоти, потому в семье разгорается нешуточный конфликт. Но, если судить по началу фильма, затея Макса хоть частично, но всё-таки будет осуществлена.
Я специально умалчиваю, как именно двинется сюжет – просто чтобы вы сами увидели, насколько он ужасен. «Имморталиста» сделал Влад Козлов, голливудский режиссёр российского происхождения, до этого снявший очень странный байопик о звезде американского немого кино Рудольфо Валентино. Его новый фильм способен удивить – в худшем смысле. Если вкратце, в нём плохо вообще всё. Скачущая от сцены к сцене стилистика, то подыгрывающая итальянским джалло, то американскому грайндхаусу, то чуть ли не «Бульвару Сансет». Совершенно кошмарная режиссура, в которой фраза «золотое сечение» скорее воспринимается, как извращённое понятие из БДСМ-практик. И актёры, которые пучат глаза так сильно, что становится за них страшно. Ни дать, ни взять, претендент на звание нового «Плана 9 из открытого космоса».
«Криптополис» / Cryptozoo
(реж. Дэш Шоу)
Конец 1960-х. США на пороге войны во Вьетнаме, «лето любви» в Сан-Франциско, съезд демократической партии в Чикаго. На фоне всего этого разворачивается история девушки Лорен, которая ищет баку – японскую мифическую свинку (как все её в фильме называют, на деле она выглядит как обыкновенный тапир), способную высасывать плохие сны и мысли. Зверушка потерялась, и цель героини – найти её и спрятать в частном парке «Криптозоополис», где другие криптиды могут жить в мире и согласии, без страха оказаться жертвой людей. Одновременно с ней баку ищет жестокий охотник на фантастических животных, поддерживаемый американской армией, и мечтающий использовать сверхъестественные способности свинки в собственных корыстных целях.
Светлое пятно на теле темнеющего фестиваля. Сумасшедший, в лучшем смысле этого слова, мультфильм, идея которого (люди и мифические существа живут бок о бок), с одной стороны, банальна донельзя, а с другой – подана и рассказана так здорово, что от экрана не оторваться. Для фанатов фантастических тварей здесь есть с полсотни разнообразных криптидов, от чупакабры и мантикоры до куда более экзотических созданий. Для любителей анимации – ручная рисовка на вес золота в духе «Жёлтой субмарины», выполненная небольшой командой из полутора десятка человек. Для любителей криптоты – смешная и одновременно жуткая история о человеческой жестокости и святой животной любви, с насилием и сексом. В общем, всем следить за прокатом в сентябре, когда «Криптополис» появится в кинотеатрах.