«Тёмный город». 25 лет культовому фильму


ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

В 1998 году вышел «Тёмный город» Алекса Пройаса. Больших прокатных успехов картина не снискала, но критикам и зрителям понравилась, а выйдя на VHS и вовсе обрела культовый статус. Прошло уже 25 лет, а фильм всё ещё входит в топы и упоминается теми, кто нашел в этой тёмной и запутанной работе свет, которого так не хватает в современных проектах. Как «Тёмный город» за все эти годы не устарел, что его связывает с «Матрицей» и почему зрителям так нравится возвращаться в мир, где все засыпают ровно в полночь и просыпаются совершенно новыми людьми, разбирался Дмитрий Бортников.


Город-сказка, город-мечта,
Попадая в его сети, пропадаешь навсегда.
(с) Танцы Минус «Город»

Джон Мёрдок просыпается в ванной, не может ничего вспомнить и находит в кровати мёртвую проститутку. Ответив на раздавшийся звонок, герой узнаёт, что на самом деле он — не он, и нужно срочно выбираться из номера, иначе ему сотрут память. За ним ведут охоту местный детектив и жена, которая не видела мужа уже три недели, а ещё непонятные субъекты в чёрных плащах и шляпах, которым, кажется, известно гораздо больше всех остальных.

Неизвестно, когда к Алексу Пройасу пришла идея «Тёмного города», но над сценарием антиутопии он работал с начала 90-ых. Сюжет получался размашистым и совсем не бюджетным, а за плечами Алекса была только одна полнометражная картина («Духи воздуха и облачные гремлины») и видеоклипы. Но ему повезло: в 1994-м Пройасу доверили экранизацию комикса Джеймса О’Барра «Ворон». Фильм собрал внушительную кассу и понравился зрителям, а режиссёр стал интересен киностудиям. Благодаря этому, ему удалось договориться и получить бюджет, почти в два раза превышающий стоимость «Ворона». Вместе с Пройасом в группу «Тёмного города» перешли многие из тех, кто работал над картиной с Брэндоном Ли. Кстати, по словам Пройаса, Брэндон мог сыграл Мёрдока, если бы на съёмках «Ворона» не случилось смертельной трагедии.

Продюсерами проекта выступили создатели «Маски», «Спауна» и будущей «Матрицы». До выхода блокбастера с Киану Ривзом именно «Тёмный город» в Австралии, где проходили съёмки, считался главным по масштабу, спецэффектам и количеству декораций, часть из которых была продана для работы над фильмом тогда ещё братьев Вачовски.

Никто не захотел снимать фильм таким, как его видел режиссёр. Он многократно переписывал историю, но за финальный вариант ответственен Лем ДоббсРоман с камнем», «Кафка»), оставивший от задумки Пройаса лишь базу, а за экшн и сцены с визуальными эффектами отвечал Дэвид С. ГойерВорон», «Блэйд»). Персонаж детектива был тщательно переработан, а щенки-роботы, которые должны были гнаться за всеми, грозно клацая своими челюстями, и вовсе исчезли.

Кроме того, «Тёмный город» остался без драматичного финала, в котором «зло» побеждало в суде над Джоном Мёрдоком. Вместо этого достаточно позитивное завершение истории оставляет надежду на светлое будущее. Продюсеры также попросили, чтобы Кифер Сазерленд записал вступление, и Пройасу пришлось согласиться, хотя это и раскрывало часть сюжета.

Пройас специально взял на главную роль ещё неизвестного Руфуса Сьюэлла, чтобы зрителям был незнаком, как герой, так и актёр. Зато вокруг него сошлись и уже хорошо известный Кифер Сазерленд, и оскароносный Уильям Хёрт, а супругу главного героя сыграла Дженнифер Коннелли. Её музыкальные партии в кинотеатральном варианте исполняет британская певица Анита Келси, но в режиссёрской версии Пройас исправил эту несправедливость и вернул актрисе голос. Роль одной из проституток досталась Мелиссе Джордж, и на тот момент это самое заметное появление молодой австралийки в полнометражном кино.

Музыку к фильму написал уже маститый композитор Тревор ДжонсЛабиринт» 1986 г. Джима Хенсона), работавший над саундтреками с 1975 года, а оператором выступил номинант на Оскар Дариуш ВольскиПираты Карибского моря» и многие проекты позднего Ридли Скотта). Бесценный вклад в картину внесли художники-постановщики, работавшие над «Днём независимости», «Другим миром» и «Безумным Максом: Дорогой ярости». Им удалось воссоздать на экране именно тот мир, каким его представлял Алекс Пройас.

Сами создатели рассказывают, что на «Тёмный город» их вдохновляли «2001 год: Космическая одиссея», «Бегущий по лезвию», «Ворон», «Метрополис» и многие другие фильмы. Стоит сказать, что в кино до сих пор выходят проекты, в которых можно найти отголоски «Тёмного города», включая истории Кристофера Нолана, «Тринадцатый этаж» и даже российские проекты такие, как, например, «Аванпост» Егора Баранова.

В комментариях к режиссёрской версии фильма Алекс Пройас не отрицает возможности когда-нибудь продолжить историю Джона Мёрдока. Слишком много вопросов накопилось к нему за эти годы, но, возможно, отсутствие сиквела сыграло «Городу» только на пользу. «Матрица», например, легко перекрывает «Тёмный город» экшн-сценами и бюджетом, но создатели не хотят отпускать франшизу, а фантастика Пройаса — одна в своём роде, чем и ценно это кино.

В режиссёрской версии, которая вышла к десятилетию премьеры, в начале отсутствует закадровый голос Кифера Сазерленда, к общему хронометражу добавлено одиннадцать минут и улучшены сцены со спецэффектами. Благодаря этим авторским дополнениям и нюансам героями и историей легче проникнуться.

«Тёмный город» стал проектом, в котором зрители нашли для себя то, что позволяет им пересматривать и обсуждать фильм на протяжении десятилетий. Этого и добивался Алекс Пройас, не желавший снимать картину, которую забудут через год: ему было интересно поставить многоплановое кино, способное стать чем-то большим для зрителей. Регулярный пересмотр лишь подтверждает, что режиссёру это сделать удалось, и «Тёмный город» и его создатели навсегда вписали свои имена в историю кинематографа.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ВИННИ-ПУХ: КРОВЬ И МЕД 2
WordPress: 11.97MB | MySQL:107 | 0,931sec