ХОРРОРЫ ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВ ХОРРОРОВ
The Guardian к выходу «Звонков» (2017) озаботился проблемой соотношения хоррора и технологий. Прошлогодний самоироничный кроссовер «Проклятые. Противостояние», столкнувший Садако из «Звонка» и Каяко из «Проклятия» , кроме регулярного подчеркивания собственной несерьезности игриво ставил вопрос о том, что случится с человечеством, когда проклятая видеокассета, открывающая для призрака доступ к жертвам, перестанет существовать в уникальном экземпляре, скучно убивая случайных старушек или недоумевающих японских студенток, пользующихся устаревшей технологией, и получит возможность распространять свой зловещий контент среди всего остального прогрессивного человечества с помощью интернета. Ответить на этот вопрос «Противостояние» предлагало самостоятельно, а вот создатели «Звонков» как раз примерно в то же самое время занимались развитием этой очевидно наболевшей темы, снимая очередной сиквел про американскую версию Садако Самару. И этот пример может стать хорошей иллюстрацией того, как уже устоявшаяся франшиза в эпоху сиквелов пытается смириться с тем, что ей приходится существовать во время изменившихся технологий.
![](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2017/02/sadako_kayako.jpg)
Кадр из фильма «Проклятые. Противостояние»
Прежде всего, для того чтобы понять, что именно затягивало зрителя в первых фильмах франшизы, стоит вспомнить сам предмет ужаса — медленно и методично двигающийся в сторону новой жертвы зловещий призрак девушки с длинными волосами, скрывающими лицо, который, даже если не присутствует сам, всегда напоминает о себе с помощью неизменно находящейся у жертвы видеокассеты (вполне материального, осязаемого объекта) и технологии, которая в меньшей степени знакома самой молодой аудитории «Звонков». История видеокассетных ужасов говорит о том, что объект ничуть не менее страшен, чем его содержание, и является предвестником ужасных последствий — вспомните судьбы нашедших неподписанные кассеты у Линча в «Шоссе в никуда» (1997) или у Ханеке в «Скрытом» (2005). Кроненберг в «Видеодроме» (1983) вообще устраивает целый телесный спектакль из акта помещения кассеты в человека, который оказывается в роли всего лишь принимающего аппарата. Аналогичным образом мог работать и телефон, по которому совершался таинственный звонок и провод которого мог физически соединить жертву и маньяка или, наоборот, быть вполне реалистично перерезанным, оставляя персонажа без связи с внешним миром. С распространением мобильных телефонов саспенс, создаваемый технологиями связи подобного рода, стал гораздо менее многослойным: всем известно, что в самый нужный момент либо сеть пропадет, либо батарея разрядится. Чтобы убедиться в непригодности сотовых как объекта для полноценного саспенса, на YouTube рекомендуют насладиться компиляцией мобильных фейлов из множества любимых ужастиков, снятых после 2000 года.
![](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2017/02/Nightmare_tongue.jpg)
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)
Зато распространение технологий, упрощающих видеосъемку или улучшающих ее качество (любительских камер, смартфонов и прочего), породило целый ворох фильмов в жанре found footage, пытающихся эксплуатировать атмосферу, заданную «Ведьмой из Блэр» в 1999 году. Не стоит отрицать, что какое-то время призраки, перекочевавшие на видео, снятое персонажами, поддерживали конвенции жанра. Так, например, можно рассматривать как изобретательное применение жанра страшилок о проклятых домах во франшизе «Паранормальное явление». Но все это работает достаточно ограниченно. Например, прошлогодний сиквел «Ведьмы из Блэр» показал: что-то в доступе к технологиям мешает новым хоррорам сохранять нервную атмосферу оригинала, а попытки создать что-нибудь вроде Found Footage 3D (2016) становятся возможными только при наличии внутри фильма отсылки к его созданию, то есть при специфической ситуации, которая вряд ли даст жанру второе дыхание.
![](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2017/02/unfriended-scene.jpg)
Кадр из фильма «Убрать из друзей» (2014)
Проблема с современными технологиями заключается не в том, что они не пугают нас сами по себе, а в том, что далеко не каждой команде кинематографистов удается точно поймать, чего именно в новом мы боимся теперь. В качестве показательных примеров опять появляются фильмы, истории из которых будет сложно воспроизводить в последующих картинах. Например, интересным представляется опыт хоррора Левана Габриадзе «Убрать из друзей», где ситуация использует форму видеоконференций в Skype, а поводом для ужаса становятся ощущение изоляции и необходимость всегда быть в сети. В этом смысле картина акцентуализирует популярный страх перед замещением реальной жизни и реальных отношений виртуальными. Оригинальность данного сюжета подчеркивает общий кризис в отношениях жанра хоррора с технологиями, и тем не менее «Убрать из друзей» остается одним из немногих случаев удачного обращения к этим отношениям. Для того чтобы такие фильмы снова нас пугали, режиссерам придется немало попотеть над поиском новых решений.