Интервью с директором «Экспоненты», которая уже 10 лет выпускает хорроры в России
«Гремлины: Хранители леса» / Unwelcome (2022)

Интервью с директором «Экспоненты», которая уже 10 лет выпускает хорроры в России

«Экспонента фильм» – прокатчик, который отлично известен всем, кто любит жанр ужасов. Ведь именно они выпустили на российские экраны знаменитого «Бабадука», «Заклятье. Дом 32», «Оно», «Паранормальное» и много-много других хорроров. Совсем недавно компания отметила свое десятилетие. Собственно, в честь первого большого юбилея мы и решили узнать у них всё о первых шагах в жанре, любимых фильмах и режиссёрах и том, каково это – работать сегодня в кинопрокате. Не бойтесь, «тот самый» вопрос про локализацию названий мы им тоже задали – и они честно ответили. Встречайте, Елена Верниковская – операционный директор компании «Экспонента фильм».


Дмитрий Бортников: Хочется сразу спросить, с чего началась любовь именно к хоррорам, ведь сейчас «Экспонента» – одни из лидеров индустрии по выпуску ужасов.

Елена Верниковская: Жанр хоррора любят все, даже если они это ещё не осознали или в этом не признаются! Всем нужна разрядка напряжения, а на хорроре «выдохнуть» проще всего, но нам, как компании, любовь к хоррорам привила не личная склонность к фильмам этого жанра, нам передала её любовь кинозрителей. Мы получили такой активный отклик от аудитории, выпуская наши первые хорроры, что мы не могли не купить следующую партию. Мы очень быстро поняли, что нашим соотечественникам хорроры по душе, а значит мы должны их потребности удовлетворить. И ещё про поклонников ужасов нам всё объяснил в интервью «мистер Смерть» Джулиан Ричингс: «фанаты хорроров – самая преданная и активная аудитория». И это правда. Мы выпускаем хорроры уже десять лет и испытываем большое удовлетворение от работы с ними и для наших зрителей.

ДБ: Помните ли вы, какой первый хоррор выпустила компания?

ЕВ: Первым был «Бабадук» Дженнифер Кент. Когда фильм вышел на экраны, он собрал чуть больше 26 миллионов и у него образовалась целая куча фанатов. О нем много писали в СМИ, у него была отличная критика и крутой «сарафан». Сегодня этот фильм по праву считается «новой классикой». Много новых проектов с ним сравнивают и мы знаем, что его любит даже Федор Бондарчук! «Бабадук» дал нам понять, что хорроры – не проходной «второсортный» жанр. Это могут быть очень сильные, важные истории. Вторым нашим проектом в жанре были «Демоны Деборы Логан». Это дебютный хоррор режиссера Адама Робитела, который, набив руку, снял потом четвертый «Астрал» и выдал дуэт «Клаустрофобов». После этого мы выпустили «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, проект студии А24. Мы вообще очень любим их фильмы и с радостью покупаем, когда представляется такая возможность. С «Оно» была такая же история, как с «Бабадуком» – о нём очень много говорили. Премьера в Каннах, критики в восторге и отзывы зрителей тоже были очень хорошие. С этого всё и началось.

«Бабадук» / The Babadook (2014)

ДБ: Расскажите, как происходит процесс – вы смотрите всей командой фильм и решаете брать его или нет или есть человек, который отбирает проекты единолично?

ЕВ: Наша закупочная команда уже давно работает с этим жанром и, что называется, пристрелялась. Мы вылавливаем неочевидные и интересные зрителям тайтлы не только после просмотров на фестивалях и кинорынках, но часто покупаем их ещё на этапе сценария. Так сказать, отслеживаем хиты с первых букв. Да, иногда бывает, что фильм в итоге не получается, хотя концепт и сценарий были супер оригинальными. Это всегда риск, но удачных проектов всё же больше, чему мы очень рады.

ДБ: Как происходит отбор названий будущего проекта? Начинается общий брейншторм или каждый предлагает свою версию, и из них вы выбираете лучшую?

ЕВ: Вопреки всеобщему мнению, мы за то, чтобы сохранять фильмам оригинальные названия, но часто бывает так, что российскому зрителю они, увы, ни о чем не говорят и не способны обратить на себя его внимание, а следовательно мы рискуем не отбить затраты на покупку, и не сможем купить следующий фильм. Тогда начинает работу наша креативная команда. Она изучает историю, предлагает варианты, мы их обсуждаем и утверждаем с правообладателями и создателями. Мы сегодня MythBusters просто, но вот вам еще один факт: авторы фильма всегда знают, под каким названием их фильм будет идти в кинотеатрах в России.

Мы не раз сталкивались с критикой в наш адрес и внимательно к ней относимся, но у нас есть свои резоны. Часто только за счет «бренда» в названии можно донести до широкого зрителя какой-нибудь отличный независимый фильм, который с оригинальным названием посмотрели бы только самые продвинутые фанаты жанра, а может и они не заметили бы его в прокате. Плюс, это возможность не только показать хорошее, достойное внимания большой аудитории кино, но и реальный шанс для создателей хорроров. Помню, как мы получили письмо от режиссера «Заклятье. Спуск к дьяволу» (фильм в России посмотрело более 200 тыс зрителей, мы стали территорией номер один по сборам и количеству зрителей в мире) Брендана Малдауни. Он был нереально счастлив, что его кино имело успех в России, и что его увидело так много людей. Или другой пример. Джордан Грэм, автор «Леса призраков: Сатор», взял у друга в долг, чтобы снять свой фильм! И, конечно, любой лишний заработанный в России доллар для него жизненно важен. И это лишь пара кейсов, а у нас их накопилось немало.

«Лес призраков: Сатор» / Sator (2019)

ДБ: Есть ли у вас любимые поджанры ужасов и самые любимые проекты из тех, что уже выпустили?

ЕВ: Мы, как и зрители в нашей стране, предпочитаем мистические хорроры. В них есть всё: интересные и разнообразные истории, саспенс, тайны и загадки, взрывы эмоций.

В прошлом году мы выпустили сразу два прокатных хита – мистический found footage хоррор «Паранормальные явления. Дом призраков», который сделали супруги Джозеф и Ванесса Уинтер и «Сверхъестественное. Знаки» от прославленного дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. Эти фильмы входят во все списки лучших хорроров года [и RussoRosso – не исключение – прим. редактора] и мы, конечно, ужасно этим гордимся и тоже их очень любим. У Бенсона и Мурхеда мы выпускали также «Паранормальное» в 2017 году. Мы вообще их страстные поклонники! А они, к слову, были очень довольны локализованным названием, сказав, что оно очень точно выражает суть фильма. Несмотря на сложное время, ребята поддержали проект, сделали даже Q&A по зуму на московской премьере, куда пришли вместе с псом Аарона — Рустером. Зрители были в восторге! И от пса, и от фильма, и от общения. Мы уже давно воспринимаем свою работу как «семейное дело», у нас вся команда очень дружна и даже рабочий чат называется «дети тьмы»! Так что было чертовски приятно принять парней в нашу Экспонента-семью. Мы с радостью выпустим все, что они снимут в будущем!

Аарон Мурхед и Джастин Бенсон

ДБ: Сейчас в России настоящий бум на постхорроры. А у вас в пакете есть что-то подобное?

ЕВ: Мы не можем находиться в стороне от передовых трендов и, конечно, нам очень интересны постхорроры или мета-хорроры. Хотя эти определения не всем понятны, и даже многих зрителей настораживают. На самом деле они скрывают под собой скорее просто фильмы с ярким и свежим авторским почерком, несущие некий серьезный месседж (часто – социальный) в жанровой упаковке. Я уже упоминала режиссёров Бенсона и Мурхеда, чьи работы вполне укладываются в этот тренд. Отчасти в эту корзину можно положить и наш хоррор-триллер «Воскресшие». Это полнометражный англоязычный дебют Егора Баранова, режиссера трилогии «Гоголь», «Аванпост» и сериала «Sпарта» для Netflix. Продюсерами ленты выступили студия Bazelevs – мастера скрин-лайфа, сделавшие «Убрать из друзей» и «Поиск». Там вся история происходит в мрачном будущем, где Ватикан научился воскрешать людей. Священник виртуальной церкви (его играет Дэйв Дэвис, актер известный по хоррору «Диббук») находит связь серии убийств с воскрешениями и обнаруживает стоящий за ними заговор, грозящий гибелью всему миру. Это очень мощный как по посылу, так и по визуальному исполнению, новаторский, держащий на пределе напряжения фильм. Мы с нетерпением ждем возможности показать его фанатам на большом экране.

«Воскресшие» / Resurrected (2022)

ДБ: Теперь и мы будем ждать премьеры! А если говорить о разных странах, то хорроры какой страны вам больше всего нравятся?  

ЕВ: Мы не ограничиваем себя какой-то определенной страной. В нашем пакете есть и скандинавские, и британские, и испанские, и латиноамериканские, и африканские хорроры. В каждой стране есть талантливые авторы. Вопрос только в том, чтобы их найти и суметь донести их работы до нашего зрителя в привлекательной для него упаковке. Однако есть и у нас свои слабости. Наш пиар-отдел, например, обожает всё корейское – вот где крутые истории и нет кризиса сценариев. Специально для них мы в конце 2022-го года выпустили «Корабль в Пусан» с айдолом Со Ин Гуком. Если вы ещё не видели этот фильм, ищите его уже на цифровых платформах.

ДБ: Как вы думаете, в связи со сложившейся ситуацией, продолжат ли хорроры выходить в таком же количестве в нынешнем году? Как вам удаётся договариваться и возникают ли проблемы с приобретением прав? Стал ли процесс покупки сложнее?

ЕВ: Хорроры, наверное, самый востребованный сейчас (кроме семейных проектов) жанр в российском прокате. А когда есть спрос, всегда будет и предложение. Поэтому ответ – да, хорроров будет много, пока нашим зрителям хочется их смотреть. К тому же, хорроры – это самый дешёвый в производстве жанр, часто – это стартовая площадка для начинающих режиссёров. А они, как я уже говорила раньше, остро нуждаются в возвращении вложенных денег в любых обстоятельствах.

«Гремлины: Хранители леса» / Unwelcome (2022)

ДБ: Расскажите про ближайшие планы. Есть ли что-то особенное, что смогут увидеть зрители в кино?  

ЕВ: Хотя мы ещё работаем над комплектацией пакета фильмов на текущий год, мы уже можем поделиться информацией о некоторых наших крутых фильмах, которые стоит ждать в кинотеатрах в ближайшее время. Так, например, в апреле мы выпустим хоррор «Гремлины: Хранители леса» с Дугласом Бутом и Ханной Джон-Кэймен. Это один из самых ожидаемых проектов года, который в Англии прокатывает Warner Bros. Ещё у нас в пакете есть «Семейный обряд» – один из самых обсуждаемых арт-хорроров прошлого года. Проект был на всех хоррор-фестивалях без исключения и имеет все шансы стать настоящим хитом. Готовим к выходу и фан-хоррор «Паранормальные явления. Отель призраков». Этот проект понравится всем, кто остался в восторге от нашего «Дома призраков». Хоррор очень редко способен похвастаться рейтингом Imdb – 7,6, но этот может. Ещё в марте на экраны выйдут «Воскресшие» Егора Баранова – мы о нём уже говорили чуть раньше. Это новый проект продюсеров «Базелевса» с супер оригинальным концептом. Кроме того, мы купили Run Rabbit Run –  хит «Санденса» с Сарой Снук в главной роли. В общем, у нас ещё довольно много жанровых проектов, которыми мы надеемся всех удивить. Следите за нашими новостями!

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 12MB | MySQL:106 | 0,966sec