16 найденных сокровищ для просмотра на Хэллоуин

«Хэллоуин», «Крик», «Сонная лощина», «Кошмар перед рождеством», «Кошмар на улице Вязов» и многие другие — у каждого свой обязательный фильм на Хэллоуин. Но что делать, если хочется чего-то новенького? Собрали для вас сокровищницу из 16 малоизвестных фильмов, среди которых вы наверняка найдёте что-то невиданное на ближайший уикенд! Spooky Halloween!
«Выход дьявола» / The Devil Rides Out (1967)
Реж: Теренс Фишер

Легендарная британская студия Hammer Film выпускала не только «Дракул», «Франкенштейнов» и прочих «Мумий». В архивах студии пылятся настоящие сокровища — например, оккультный хоррор «Выход дьявола» режисс\ра Теренса Фишера. История о парочке пожилых британцев, пытающихся спасти душу молодого бездельника от лап бафометовского культа — идеальный выбор для ретро-просмотра на Хэллоуин. «Выход дьявола» оценили на «Кинопоиске» всего 767 человек [данные на момент написания материала — прим. ред.] — настоящее преступление против классического хоррора. Это макабрическое путешествие заслуживает найти своего зрителя: усатый Кристофер Ли, нелепый козлоголовый Бафомет и эстетичные павильонные сцены скрасят даже самый угрюмый Хэллоуин.
Егор Шеремет
«Не бойся темноты» / Don’t Be Afraid of the Dark (1973)
Реж: Джон Ньюлэнд

Картина Джона Ньюланда «Не бойся темноты» вышла в свет на телеканале ABC 10 октября 1973 года. В то время этот телеканал транслировал рубрику «ABC Movie of the Week», в рамках которой и был создан мистический хоррор Джона Ньюланда.
В ленте Ньюланда хорошо выписанные образы основных персонажей соседствуют с главной интригой – что же живёт в старом камине доставшегося в наследство от бабушки дома. Постановщик использует намёки на присутствие таинственных существ, не показывая их самих. В тиши старого дома они будут бегать по полу, ронять предметы, а также зловеще переговариваться.
Джону Ньюланду удалось снять почти идеальную страшную сказку на ночь. Влияние картины сказалось не только на появлении не вполне удачного ремейка. Умело смоделированная атмосфера угрозы в собственном доме вызвала к жизни множество камерных хорроров (вроде франшизы «Паранормальное явление») о чудовищах, скрывающихся непосредственно в жилищах людей.
Андрей Волков
«Смертельная забава» / Funhouse (1981)
Реж: Тоуб Хупер

Канун всех святых непосредственно ассоциируется с маскарадом и с желанием примерить на себя образ какого-нибудь чудовища или героя из любимого фильма. Так начинается и «Смертельная забава» Тоуба Хупера, которая сперва прикидывается «Хэллоуином», а потом косплеит легендарную сцену из «Психо». Но этот карнавальный слэшер немного затерялся на фоне других культовых работ мастера, хотя фильм продолжает семейную тематику «Техасской резни бензопилой» и вновь демонстрирует зловещие образы. Только теперь они скрыты не в американской глубинке, а в тени ярмарочного шатра. И сама картина сделана как прекрасный аттракцион: яркий, динамичный, полный креативных решений с выбранным сеттингом и запоминающимся антагонистом, прячущимся под маской монстра Франкенштейна.
Мария Судакова
«Тёмная ночь пугала» / Dark Night of the Scarecrow (1981)
Реж: Фрэнк де Фелитта

Это, пожалуй, лучшая режиссёрская работа Фрэнка Де Фелитты, писателя, ставшего кинематографистом (самые известные экранизации его романов — «Обри Роуз» и «Сущность»). Кино захватывает, во-первых, отличным сценарием с детективной интригой (сюжет крутится вокруг проблемы буллинга, но ею не ограничивается), а во-вторых, густой «хэллоуинской» атмосферой. Кульминация разворачивается как раз во время вечеринки по случаю Дня всех святых, и ощущение мрачного праздника с кровавым подтекстом Де Фелитта выдерживает безупречно. Это история с привидениями, но не с теми, что живут в доме, а с теми, что выходят на охоту за плохими людьми по ночам. Бескрайние тыквенные поля, одинокие огоньки фонарей в осенней темноте: и над всем этим безмолвием возвышается массивное Пугало — символ потусторонней мести.
Дмитрий Соколов
«Скрытые» / The Hidden (1987)
Реж: Джек Шолдер

В Лос-Анджелесе происходит серия загадочных преступлений. Ограбления банков и угоны машин совершают законопослушные граждане, которые прежде не были замечены в правонарушениях. За расследование берутся детектив Томас Бек (Майкл Нури) и агент ФБР Ллойд Галлахер (Кайл МакЛоклен).
Пожалуй, в России фантастический триллер Джека Шолдера не очень известен, но можно проследить влияние фильма о захвате тел инопланетянами на кино 1990-х и 2000-х. Столкновение со скрывающимися среди обычных людей пришельцами на улицах современного Лос-Анджелеса захватывает и сегодня, а заодно напоминает о «Людях в чёрном». Маклоклен впервые играет агента ФБР, словно бы готовясь к мистическому путешествию на северо-запад страны в «Твин Пикс».
Максим Ершов
«Рука-убийца» / Idle Hands (1999)
Реж: Родман Флэндер

Подросток-бездельник Антон настолько ленив, что несколько дней не замечает, что накануне Хэллоуина его родители были жестоко убиты. Антон увлечён более важным занятием — балдежом вместе с друзьями Миком и Пнабом, а также мыслями об очаровательной соседке Молли (Джессика Альба, между прочим!). Когда Антон наконец обнаруживает дома тела матери и отца, навсегда застывших в образе, отсылающем к «Американской готике», он делает двойное открытие: родителей не просто убили — это сделала его рука! И тут в фильме начинается лютая чертовщина с головами на вилках, конечностями в микроволновках, ожившими мертвецами и древними проклятиями, остановить которую может только решительно настроенная незнакомка — жрица друидов со священным кинжалом в кармане.
Публика 1990-х сравнивала «Руку-убийцу» с «Рукой» Оливера Стоуна и со второй частью «Зловещих мертвецов», а современный зритель в ожившей конечности наверняка увидит альтернативную историю Вещи, но уже не из «Семейки Аддамс», а из «Уэнсдей». Картина Флэндера едва ли вас напугает, но точно развеселит и придаст праздничной ночи в компании друзей нужное настроение.
Яна Телова
«Койот» / Coyote (2010)
Реж: Джоэль Потрикус

Джоэль Потрикус — один из самых любопытных независимых американских режиссёров. В своих фильмах постановщику удаётся сочетать жестокий реализм и во многом юношескую безбашенность и непосредственность: хэви-металл и размышления об одиночестве и поиске себя. Зачастую рефлексия Потрикуса скрывается за ярко выраженными жанровыми конструкциями, например, хоррором. За ширмой фильма ужасов была спрятана экзистенциальная драма в «Полудурке», «Поваренной книге алхимика» и отчасти в дебютном коротком метре «Койот».
Картина предстаёт одновременно и социальной драмой о пагубном влиянии наркотиков, и классическим мюзиклом с неожиданными (и невероятно смешными) танцами посреди улицы, и даже зрелищным боди-хоррором про оборотня. И всё это уложилось в скромный 20-минутный хронометраж. «Койот» — прекрасный выбор не только для совместного просмотра с друзьями в канун Дня всех святых, но и для полноценного знакомства с одним из самых ярких инди-режиссёров современности.
Кирилл Артамонов
«Карнавал Дьявола» / The Devil’s Carnival (2012)
Реж: Даррен Линн Боусман

Хэллоуин как праздник удивительно многогранен, но самая очевидная его сторона — это карнавал. Причем карнавал зловещий, с отчётливым привкусом крови. Эта тема в кино обыгрывалась неоднократно, но самым ярким, хотя и неочевидным примером можно назвать «Карнавал Дьявола» Даррена Линна Боусмана.
Наигравшись с франшизой «Пила», режиссёр вместе с композитором Терренсом Здуничем поставил очень артистичный и поучительный мюзикл о смерти, раскаянии, преступлении и наказании. Трое грешников оказываются в аду (да-да, здесь он выглядит как цирк-шапито), где получают шанс исправить собственные ошибки. Но Люцифер ничем не рискует. Он-то точно знает, что люди неисправимы. А чтобы эффектней донести эту простую мораль до зрителей Боусман и Здунич цитируют басни Эзопа и заставляют героев петь.
Дмитрий Шаля
«Дома, построенные в октябре» / The Houses October Built (2014)
Реж: Бобби Роу

Каждый октябрь в преддверие Хэллоуина по всей Америке оживают более двух с половиной тысяч «домов страха». Ежегодно аттракцион посещают около 30 млн человек.
Начавшись с сей занимательной статистики, снятый в стиле «найденной пленки» фильм Бобби Роу рассказывает о группе друзей, которые путешествуют по США в поисках самых жутких представлений. Приключение предсказуемо оборачивается кошмаром. Главные роли, как водится в малобюджетных мокьюментари, исполнили сами создатели: они ездили по реальным домам страха и снимали интервью с работниками. Собранный материал перемежает фильм.
Пусть «Дома, построенные в октябре» и не снискали популярности, на «Реддите» про фильм стабильно вспоминают каждый Хэллоуин и сравнивают с «Домом ада». В 2017 году история получила продолжение — «Дома, построенные в Октябре 2».
Дарья Алиева
«Сарай» / The Barn (2016)
Реж: Джастин М. Симан

«Сарай» — любовное хоррор-послание от фанатов для фанатов. Искусственно затёртый, нарочито дёрганный и, как под старину, нескладный фильм, отщипнувший по чуть-чуть отовсюду. Тут и проклятый сарай с демонами, будто бы находящийся в том же лесу, что и хижина из «Зловещих мертвецов». Имеются в достатке и зловещие тыквы, в чьих вырезанных отверстиях под глазницы горит адское пламя. Очень напоминает спорный триквел «Хэллоуина», где не было Майкла Майерса. Кукурузные поля, ожившее пугало и витающее в воздухе предчувствие чего-то жуткого — нечто среднее между Брэдбери и Стивеном Кингом. А ещё очень много рока, крови и практических эффектов. Словом, не самый очевидный фильм на Хэллоуин, но точно достойный.
Режиссёр, кстати, не так давно выпустил сиквел, и там всё то же самое, но только в больших объёмах.
Денис Сапранов
«Мальчики на деревьях» / Boys in the Trees (2016)
Реж: Николас Версо

«Мальчики на деревьях» — атмосферный австралийский фильм Николаса Версо, идеальный для ночи Хэллоуина. Действие происходит в 1997 году, в последний вечер перед выпуском, когда двое подростков — бывшие друзья — отправляются на странную прогулку по городу, где грань между воспоминаниями, мечтами и кошмарами начинает исчезать.
Поэтичная притча о взрослении, утраченной дружбе и страхах. Визуально фильм напоминает сказку на стыке «Донни Дарко» и «Очень странных дел»: магический реализм, готическая меланхолия и подростковая тоска делают его идеальным выбором для тёмного октябрьского вечера.
Алёна Химич
«Ноябрь» / November (2017)
Реж: Райнер Сарнет

В «Ноябре» Райнера Сарнета миры живых и мёртвых не просто соприкасаются, а взаимодействуют словно сообщающиеся сосуды — всё как и подобает тематике Хэллоуина.
Здесь живые ведут торг с дьяволом, а мёртвые наведываются в гости к живым как ни в чем ни бывало. Вот местный голем — кратт — ворует корову и требует работу. Вот житель деревни приходит на перекресток на встречу с чертом, чтобы продать свою душу, но вместо крови пытается расписаться алой ягодой. А вот ведьма советует несчастной влюблённой сварить приворотное зелье из фекалий и пота.
«Ноябрь» можно назвать восточноевропейской версией Самайна, но в первую очередь, это печальная сказка, которой можно разбавить кровь и мрак хэллоуинских кинотрадиций.
Наташа Анопа
«Ты, должно быть, убийца» / You Might Be the Killer (2018)
Реж: Бретт Симмонс

Если вы настроены не бояться с выключенным светом, а провести время с друзьями в тыквенном антураже, спешу посоветовать «Ты, должно быть, убийца».
Метаиронический слэшер Бретта Симмонса расположился где-то между недавней «Нежитью» с медитативным убийцей и классикой вывернутого наизнанку жанра «Под маской: Восхождение Лесли Вернона». Вожатые опять собираются на ту самую кровавую смену в лагере у озера, где почти никто не встретит рассвет в целости и сохранности. Но, как и подсказывает название, проживать ночь резни зрителям предстоит в компании убийцы — вроде бы маньяка поневоле, но кто знает?
За мета-юмор и слом четвертой стены отвечает Элисон Ханниган — актриса сыграла консультантку из супермаркета гиковских радостей, которая по телефону пытается образумить друга, взявшего тесак в руки. «Ты, должно быть, убийца» едва ли ломает опоры слэшера, но смотрится довольно бойко — в общем-то фансервисный прикол, но для Хэллоуина — то, что нужно.
Настасья Горбачевская
«Трюк» / Trick (2019)
Реж: Патрик Люссье

Величайший трюк Дьявола состоял в том, чтобы убедить мир, будто он не существует. Но что если он окажется настолько тщеславным, что захочет заставить людей поверить в существование зла?
«Трюк» не предлагает оригинального видения как слэшер. Он состоит из сплошных клише, берущих начало ещё с классического «Хэллоуина». Но Патрик Люссье совершенно этого не стесняется. Как раз напротив, на максимум использует все собранные элементы для создания образа антагониста, который во вселенной Майкла Майерса мог бы стать достойным приемником, не обладая при этом мистической силой. Главное заставить зрителя поверить в существование Бугимена. А людской страх сделает остальное.
Артём Петров
«Проклятый Хэллоуин» / Bad Candy (2020)
Реж: Скотт Хансен, Дезри Коннелл

В ночь Хэллоуина радиоведущие Пол (Зак Гэллиган) и Чилли Билли (Кори Тейлор) в прямом эфире делятся со своими слушателями пугающими городскими легендами, которые на самом деле происходили в реальности. Хоррор-антология состоит из нескольких сюжетов, объединённых общей атмосферой и рассказчиком, вещающим из радиорубки. Не зря на роль Чилли Билли выбрали солиста метал-группы Slipknot — Кори Тейлор идеально вписался в праздничный аттракцион ужасов.
«Проклятый Хэллоуин» не слишком выделяется на фоне других осенних хоррор-альманахов, но отлично подходит для создания праздничного настроения. Идеальный вариант для тех, кто хочет пощекотать нервы, не погружаясь в настоящий мрак.
Александра Васильева
«Крик. Сезон призраков» / Haunt Season (2024)
Реж: Джейк Джарви

Огромному дому с привидениями требуется новая актриса на замену. Главное требование к кандидатке — умение громко кричать. Со временем навык приходится использовать реально, и не только главной героине. Члены труппы шоу начинают пропадать, а праздник и открытие уже совсем близко.
Атмосфера Хэллоуина — это тыквы, костюмы, веселье, компания друзей и бойкий фильм, который можно посмотреть от начала до конца и получить удовольствие, или просто кинуть взгляд на экран в перерыве между общением и выхватить классный кадр. «Сезон призраков» — именно такой. Он не претендует на интеллектуальность и может развлечь в моменте. Но самое главное, фильм Джейка Джарви выглядит как декорация к любимому празднику — в кадре есть все самые важные его атрибуты, а сюжет похож на старые добрые слэшеры, где можно найти и шоустопперы, и неплохие шутки, и пусть не самых запоминающихся, но характерных героев.
Полина Николайчук
Читайте также:
13 напугавших редакцию хорроров
Хэллоуин-2022: любимые фильмы редакции

475

