Путь страшного клоуна к акуле: Фильмы Йоханнеса Робертса
Йоханнес Робертс родился в Кембридже и с самого детства хотел снимать хорроры, ориентируясь на своих кумиров Джона Карпентера и Стивена Кинга. В связи с выходом в прокат триллера Робертса об акулах и ныряльщицах «Синяя бездна» RussoRosso решил ознакомиться со всей фильмографией этого режиссера — от самых профессионально сделанных картин до в большей степени любительских.
«ПО ТУ СТОРОНУ ДВЕРИ» / THE OTHER SIDE OF THE DOOR (2016)
Пожалуй, наиболее качественный, но оттого и весьма скучный фильм режиссера, снятый под продюсерским оком Александра Ажа. Американская семейная пара, переехавшая в Индию из-за работы главного героя (Джереми Систо), сталкивается с трагедией: их маленький сын гибнет в автокатастрофе. Безутешная мать (Сара Уэйн Кэллис) по совету служанки едет в древний храм и проводит там ритуал для общения с душой ребенка через дверь. Все было бы хорошо, если бы она эту самую дверь не приоткрыла. Впрочем, тогда не было бы фильма. Робертс черпает вдохновение из «Кладбища домашних животных» (1989) Мэри Ламберт и «Души» (2008) Фабриса Дю Вельца, но так и не выходит за пределы очерченного им самим мелового круга заемных образов. Все сделано по правилам — от джампскейров до ребенка со страшными глазами без зрачков, — вот только воображения и сюрпризов тут явно не хватает. Кстати, в том же году был снят гораздо более любопытный фильм на подобную тему — ирландская «Песнь тьмы» (2016).
«ХРАНИЛИЩЕ 24» / STORAGE 24 (2012)
Судьба сталкивает Чарли (Ноэль Кларк, выступил еще и соавтором сценария), Марка (Колин О’Донохью) и Шелли (запоминающееся лицо британского кинематографа Антония Кэмпбелл-Хьюз, известная по фильмам «Лотофаги» (2011), «Келли + Виктор» (2012) и «Канал», 2014) в ячейке хранилища ради дележа совместно нажитого имущества. Обычная житейская история превращается в клаустрофобный сайфай-хоррор про инопланетного монстра на складе. На то, что зло грядет, зрителям намекнули в самом начале, когда в центре Лондона упал самолет с неизвестным грузом, а спецслужбы начали сильно волноваться. Все стороны любовного треугольника — да еще и подруга Шелли с парнем (не говоря уж о живущем в одной из ячеек безумце в исполнении фактурного Неда Деннехи) — будут бегать по коридорам, карабкаться по вентиляционным шахтам, пугаться, выживать и умирать. Убедительные персонажи, достойно сделанный монстр и шутка с напугавшей его заводной собачкой выделяют этот фильм из череды ему подобных, но все же не делают его жанровым шедевром в духе Нила Маршалла. В любом случае этот просмотр явно окажется не самым неудачным способом потратить около полутора часов вашей жизни.
«УБИЙСТВЕННАЯ ПОЕЗДКА» / ROADKILL (2011)
Телевизионная картина для канала SyFy, «Ничего себе поездочка» (2001) и «Поворот не туда» (2003) одновременно. Попытка совместить встречу выпускников с поездкой в доме на колесах по Ирландии оказалась дурной затеей, как только герои сбили цыганку, буквально за минуту до этого нагадавшую им плохой конец. Кто видел «Худеющего» (1996), тот помнит, чем такие пророчества обычно заканчиваются, — и тут уже никакие талисманы и обереги не помогут. Остается только гадать, «кто сдохнет первым»: афроамериканец, блондинистая соперница главной героини в борьбе за сердце школьной любви, ее брат, сама школьная любовь или главный шутник класса. Смехотворно нарисованный летающий монстр теряется на фоне симпатичной Кейси Барнфилд (четвертая «Обитель зла», 2010), запоминающейся Элизы Беннетт («Чернильное сердце», 2008) и прочих молодых актеров — может, они не тянут на «Эмми», но играют достаточно прилично для того, чтобы следить за их злоключениями с интересом. Ирландскую квоту отрабатывают Нед Деннехи (опять!) в роли злобного цыгана и Стивен Ри в образе не менее злобного копа: первый сразу перетягивает все внимание на себя, а второй появляется, что называется, до кучи. Не «Джиперс Криперс», конечно, но вполне забавный подростковый хоррор.
«ПРОКЛЯТАЯ ШКОЛА» / F (2010)
Школьный учитель Роберт Андерсон (Дэвид Скофилд) однажды получил в нос от хулигана на глазах у всего класса и собственной дочки (и вновь Элиза Беннетт) и с тех пор справляется со страхом дедовским способом — приняв перед выходом на работу 200 грамм для храбрости. Жена с дочерью от него уходят, ученики его откровенно презирают, а директриса (Рут Геммелль, кстати, ненадолго появляется и в «Хранилище 24») только и ищет повод поскорее его уволить. Как-то вечером, когда Роберт в наказание задерживает дочку после занятий, чтобы побыть с ней лишний часок, школу атакуют зловещие паркурщики в капюшонах. Их лиц так и не покажут, из-за чего эта вариация на тему осады крепости приобретает едва ли не сверхъестественный флер. Будет много жертв, в том числе Роксанна МакКи из «Игры престолов», а у отца наконец-то появится шанс найти со своим ребенком общий язык. Режиссер явно хотел создать смесь «Клуба “Завтрак”» (1985) и «Нападения на 13-й участок» (1976). Увы, вялый и очень медленный, несмотря на щадящий хронометраж, триллер не может похвастаться ни саспенсом, ни особой изобретательностью убийств, большая часть которых остается за кадром в лучших традициях наиболее беззубых слэшеров. Впрочем, он хотя бы профессионально сделан.
«КОГДА ИСКУШАЕТ ЗЛО» / WHEN EVIL CALLS (2006)
В этом полупрофессиональном мини-сериале Шон Пертуи («Псы-воины», 2002) в качестве эдакого хранителя склепа, дурачась и повышая голос, расскажет и покажет 20 пятиминутных историй о том, каким необычным образом сбылись мечты обычных английских школьников. Здесь Робертс потоптался на территории «Исполнителя желаний» (1997), а джинном выступил зловещий клоун, соблазняющий детей массовой СМС-рассылкой. Много мяса, кетчупа и дурацкого юмора. Хочешь стать горячей штучкой? Подожжем лицо. Сбросить вес? Отрежем пальцы. Поделиться со всеми своим богатым внутренним миром? Да пожалуйста, если кишка не тонка! Доминик Пинон в роли говорящего по-французски детектива тоже должен по идее отвечать за комическое в этом трехкопеечном мини-сериале.
«ПРОКЛЯТЫЙ ЛЕС» / FOREST OF THE DAMNED (2005)
Фактически это более ранняя версия «Убийственной поездки», только совсем уж дешевая, с назойливой антиигрой актеров и кровожадными голыми фуриями вместо крылатого монстра-недоделка. Молодежь поехала в лес на минивэне, получила зловещее предупреждение от слабоумного на автозаправке, сбила девушку — и тут наконец-то все пошло не так. Одному из подростков повезло чуть больше других: перед смертью он искупался в озере с тремя обнаженными демонессами. Удивляет появление гения грима и спецэффектов Тома Савини в роли сельского злодея с ружьем: казалось бы, он мог дать Робертсу пару технических советов, но либо это не входило в его задачи, либо режиссер к нему не стал прислушиваться.
«ОХОТНИКИ ТЬМЫ» / DARKHUNTERS (2004)
«Когда б вы знали, из какого сора…» Хотя оценка 2,7 на IMDb не должна отпугивать: это очень занятный гибрид ненамеренной комедии и любительского хоррора про женщину, которая благодаря детской травме может видеть людей, застрявших между мирами живых и мертвых. В данном случае она пытается помочь Доминику Пинону, которого, кроме нее, никто не видит, благополучно покинуть земную юдоль. Кроме французского актера, полюбившегося не только Жёне и Каро, но и Йоханнесу Робертсу, в «Охотниках тьмы» появляются Джефф Фэйи с длинными ногтями и синими губами, демон в резиновой маске, потрясающие воображения съемки космического пространства и много умилительных кошек и собак. По сюжету именно эти животные способны чувствовать персонажа Пинона, поэтому камера частенько задерживается на наших четвероногих друзьях. Честно говоря, могла бы и еще чаще. Видно, что Робертсу предстояло еще учиться и учиться.
«НЕЧИСТЬ» / HELLBREEDER (2004)
Пожалуй, худший фильм про страшного клоуна из всех существующих, по сути, переделанная версия картины «Элис» (2002), снятой Робертсом за пару лет до этого. Внятности и смысла от этого в ней не появилось, да и с жанром тут сложно разобраться: и не трэш-хоррор, и не психологический триллер. Наверное, такое кино категории Z крутят в чистилище, так что лучше бегите от него как от огня. Да, здесь впервые в фильмографии режиссера появляется Пинон. Интересно, чем его смогли заманить.