Первобытные инстинкты и средневековый БДСМ: Tоп-10 хорроров и триллеров, снятых женщинами

Группа американских волонтеров уже девятый год в феврале проводит акцию «Месяц женщин в хорроре». В ее поддержку фанаты жанра делятся в социальных сетях впечатлениями от произведений женщин, оказывая им информационную поддержку. RussoRosso публикует подборку лучших жанровых работ, снятых женщинами.


«Американский психопат» / American Psycho
(реж. Мэри Хэррон, 2000)

Если в саундтреке триллера присутствуют такие исполнители, как Phil Collins, Chris De Burgh, Huey Lewis & The News, Simply Red, The Cure, David Bowie и New Order, то можно не сомневаться в его качестве. Кто-то может утверждать, что Мэри Хэррон не смогла передать основной посыл или настроение оригинального романа Брета Истона Эллиса, но у нее несомненно вышло создать настроение истерии на грани с помешательством, щедро приправленное черным юмором. Действительно, трудно понять, смотрим мы комедию абсурда или психологический триллер. Возможно, в случае «Американского психопата» это становится одним и тем же.

Богатый страдающий от тяжелейшей формы нарциссизма бизнесмен Патрик Бэйтман очень устает от своей работы на Уолл-стрит, ненавидит коллег, ненавидит невесту, ненавидит тех, у кого визитки лучше и дороже, ненавидит идиотов и, конечно, ненавидит женщин. Поэтому всех, кто его бесит, он просто зверски убивает. Но с каждым новым убийством он все больше сходит с ума и жаждет, чтобы его кто-нибудь остановил. Бензопила, голова в холодильнике, топор, трупы на вешалках в шкафу, строительный степлер — назовите что угодно, у Патрика всё есть. Бэйтман давно уже стал культовым персонажем жанра вместе со своим плейлистом — и всё благодаря Хэррон.

«Людоед» / Ravenous
(реж. Антония Бёрд, 1999)

Как ни странно, американцы редко снимают хорроры и триллеры о войне за независимость, или о гражданской войне Юга и Севера, или, как в фильме Антонии Бёрд, о войне с Мексикой 1840-х годов. А это ведь поле непаханое. В фильме Бёрд исторический сеттинг гармонично сочетается с каннибализмом и вечным вопросом: как далеко человек может зайти в минуты отчаяния и останется ли он после этого человеком? Ранее Бёрд специализировалась на драмах типа «человек vs общество», и этот фильм раскрывает проблему через мистический ужас.

Отрезанные от мира в занесенной снегом крепости солдаты встречают путника, который рассказывает им ужасную историю. Караван, в котором он переезжал, потерялся и сломался в снегах, и путешественники были вынуждены укрыться в пещере. Запасы еды быстро закончились, и вскоре они начали есть друг друга. Страшной участи удалось избежать только рассказчику. Дальше зрителя ожидает оригинальный плот-твист. Это отличный кровавый психологический триллер со звездами Робертом Карлайлом (Бэгби из «На игле», 1995) и Гаем Пирсом (офицер Эксли из «Секретов Лос-Анджелеса», 1997).

«Попутчик» / The Hitch-Hiker
(реж. Ида Лупино, 1953)

Ида Лупино специализировалась на детективах и триллерах: играла с Хамфри Богартом в «Высокой Сьерре» (1941), снимала эпизоды для известного сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955–65). «Попутчик» — классический захватывающий нуарный триллер 1950-х, который вдохновлен реальной историей Билли Кука, в 1951 году застрелившего шесть человек в течение нескольких дней путешествия автостопом. Правда, в фильме Кука превратили в бывалого серийного убийцу с бандитской физиономией и назвали Эмметом Майерсом.

По сюжету два друга Рой и Гил едут в Мексику на рыбалку и по дороге подбирают Майерса, который начинает угрожать им пистолетом. Поначалу он просто заставляет их ехать в никуда без цели, а потом решает сбежать от властей на пароме, до которого добираться на машине нужно несколько дней. Все время в пути Майерс издевается над Роем и Гилом и запугивает их, а те безрезультатно пытаются бежать. В этом фильме очень много сочных образов психологического террора, которые делают картину захватывающей при полном отсутствии крови и физического насилия. Заканчивается все торжеством справедливости. Фильмы старого Голливуда редко подводят, согласитесь.

Уильям Тэлман, сыгравший Майерса, рассказывал, что после премьеры к нему на дороге подошел водитель, спросил не он ли играл того самого автостопщика, и влепил ему пощечину. Тэлман посчитал это достойной заменой «Оскару».

«Девушка возвращается одна ночью домой» / A Girl Walks Home Alone at Night
(реж. Ана Лили Амирпур, 2014)

Безумно стильный иранский черно-белый фильм с отличным саундтреком. В промышленном городе на фоне нефтяных вышек проходит суровая и неприглядная жизнь отбросов общества. По ночам по улицам города гуляет девушка-вампир в хиджабе — она вершит правосудие во имя униженных и оскорбленных женщин, убивая их обидчиков. По закону физики имени Тарантино в маленьком потайном гнезде героиня слушает виниловые пластинки. Ну а по закону вампирского жанра во время очередной охоты она находит не жертву, а Джеймса Дина местного разлива и впервые влюбляется. Фильм иранки Аны Лили Амирпур производит двоякое впечатление: за счет молчаливости и визуальной отточенности он достаточно мрачный, но тем не менее не отталкивающий. Этот сюрреалистический малобюджетный инди-хоррор радует глаза и уши.

Вообще, Амирпур явно стоит на пути к большому успеху в жанре: в 2016-м она сняла фильм про каннибалов «Плохая партия», за который даже получила специальный приз жюри в Венеции. В фильме есть однорукая девушка с револьвером в желтых шортах и усатый Киану Ривз. Ну, вы понимаете.

«Ведьма Любви» / The Love Witch
(реж. Анна Биллер, 2016)

Анна Биллер делает кино для женщин о женщинах. Она не только сама пишет, снимает и продюсирует собственные фильмы, но и выступает как дизайнер и композитор, а также почти всегда сама снимается в своих картинах. Биллер одержима старым Голливудом, B-movies и стилистикой 1960-х. В 2016 году, сложив все эти ингредиенты, добавив эротики и немного сатиры, она приготовила зелье под названием «Ведьма любви».

Юная ведьмочка Илэйн ищет того самого единственного мужчину, который будет любить ее до гроба. Вот они все от ее чар и дохнут как мухи: «Это случайно вышло. Он просто перестал дышать». Неспешный, странный, забавный хиппи-фильм о магии, легкомысленных и слабых мужчинах, сильных женщинах и красоте, которая мир не спасет, а как раз наоборот. Сочнейшие цвета, колорит и дизайн, нарочито преувеличенная искусственность и глупость происходящего. «Ведьма любви» — один из самых абсурдных фильмов о магии, который только можно найти.

«Сырое» / Raw
(реж. Джулия Дюкорно, 2016)

Если в фильме ужасов или триллере есть герой-медик, то это первый намек на интересное зрелище. А уж тем более, когда фильм заявлен как боди-хоррор о каннибализме.

Безымянная героиня-вегетарианка отправляется в колледж учиться на ветеринара. Там она сталкивается с дикими ритуалами посвящения, который заключается в унижении младших студентов старшими. Один из обрядов — поедание сырого мяса. Сначала у девушки начинается аллергическая реакция, а затем и одержимость. Анимализм, первобытные инстинкты, животное начало, женщина-мясо, взросление — фильм варится в этом соку, делая упор на крутой визуальной подаче и провокации. Название говорит само за себя. Фильм будет вызывать отвращение, ведь в этом цель его авторов. Можно досмотреть до конца, а можно выключить, отказавшись от ужина.

«Графиня» / The Countess
(реж. Жюли Дельпи, 2008)

Известная на весь мир актриса Жюли Дельпи — человек-оркестр, попробовавший себя в различных ипостасях в киноиндустрии. В фильме «Графиня» она выступила и сценаристкой, и режиссером, и продюсером, и композитором, и ведущей актрисой. В итоге вышел красивый исторический триллер со средневековым БДСМ. Мало того, Дельпи позвала в проект Даниэля Брюля и Уильяма Хёрта — людей, которые гарантируют качество жести. В эпизоде также мелькнул Николай Кински (его отец, увы, не дожил).

«Графиня» — интересная интерпретация истории графини Батори. Эта жившая в XVI веке богатая и влиятельная особа была первой серийной убийцей, упоминания о которой остались в исторических источниках и которую внесли в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое количество жертв. Согласно легенде, графиня, одержимая идеей вечной молодости, убивала юных девственниц и купалась в их крови. Конечно же, были и слухи о вампиризме. Но Дельпи также обратилась и к другой версии событий: Батори намеренно свели с ума и подставили по политическим мотивам.

«Приглашение» / The Invitation
(реж. Карин Кусама, 2015)

Карин Кусама наиболее известна по фильму «Тело Дженнифер» (2009) про одержимую бесом старшеклассницу в исполнении Меган Фокс. Но стоит обратить внимание и на ее более поздний и недооцененный психологический триллер «Приглашение».

Уилл приезжает на званный ужин — встречу друзей — к своей бывшей жене и ее новому возлюбленному. С тех пор как погиб их сын, Уилл не виделся ни с бывшей, ни с их общими друзьями. И пока все отлично проводят время и пьют, Уилл не может избавиться от ощущения, что их всех не просто так собрали в доме. То ли он просто не может смириться с тем, что его бывшая перестала страдать, то ли ему самому нужна помощь. До самого конца фильма зритель вместе с героем вынужден гадать, кто же действительно псих: Уилл или все остальные.

В «Приглашении» очень плавно выстроена композиция знаков — оменов, предшествующих кульминации. Для просмотра этого фильма стоит запастись терпением, так как большую часть времени вас просто дразнят ложным саспенсом и намеками на хоррор. Фильм словно ведет за руку по лабиринту, стены которого сужаются тем больше, чем ближе вы подходите к центру.

«Преместь» / Prevenge
(реж. Элис Лоу, 2016)

Элис Лоу, написавшая сценарий и снявшая этот печальный фильм, — известная комедийная актриса, тяготеющая к криминальному жанру. Она неоднократно снималась в триллерах и была соавтором сценария фильма «Раз! Два! Три! Умри!» (2012).

Одинокая беременная женщина, чей партнер умер, слышит голос своей еще не рожденной дочери. Девочка подстрекает мать к убийству тех, кто был прямо или косвенно виноват в гибели ее отца. Это и трагикомедия абсурда, и совершенно дикий психологический триллер.

«Елена в ящике» / Boxing Helena
(реж. Дженнифер Линч, 1993)

Решив снимать кино, дочь Дэвида Линча должна была с чего-то начинать, но первый блин у нее получился комом. Тем не менее нельзя его не упомянуть, ведь именно тут она пытается экспериментировать на границах жанра. Здесь есть одержимость, преследование, похищение, ампутация, вуайеризм, много секса, абсолютный сюрреализм и продолжительное ощущение «что, черт возьми, происходит?!» И при всем этом в фильме не проливается ни капли крови. Более милой и криповатой картины сыскать трудно.

У успешного, но очень своеобразного хирурга Ника проблемы с психикой и сексом, потому что мамочка его не любила в детстве. Однажды он влюбляется в прекрасную Елену, с которой провел всего лишь одну ночь. Герой никак не может ее забыть и, увидев девушку с другим мужчиной, слетает с катушек. Очень кстати Елену сбивает машина: кому как не хирургу ее спасать? Ник забирает ее к себе в дом, отрезает ноги, якобы пострадавшие в аварии, и начинает о ней заботиться. Пожалуй, к этому остается добавить лишь то, что главные роли исполнили Джулиан Сэндз и Шерилин Фенн, а на саундтреке звучат Tears for Fears, Enigma и Lenny Kravitz.


В список не вошли, но заслуживают упоминания:

«Кровь и пончики» / Blood & Donuts (реж. Холли Дэйл, 1995) — инди-фильм о добром вампире, в котором снялся Дэвид Кроненберг.
«Кровавая закусочная» / Blood Diner (реж. Джеки Конг, 1987) — веселая крошиловка о каннибалах.
«В моей коже» / Dans ma peau (реж. Марина де Ван, 2002) — еще один занятный французский боди-хоррор, один из первых образчиков «французского экстрима».
«Почти стемнело» / Near Dark (реж. Кэтрин Бигелоу, 1987) — вампиры в трейлере посреди пыльного Техаса.
«Берлинский синдром» / Berlin Syndrome (реж. Кейт Шортланд, 2016) — как Стокгольмский, только в Берлине.
«Служители дьявола» / Spellbinder (реж. Джанет Грик, 1988) — беглую ведьму преследует ее шабаш, но совы не то, чем кажутся.


Читайте также:

Кому торжествовать в финале? Эволюция образа женщины в хоррорах

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Vladislav Severtsev

    отличный список, спасибо!

  • Александр

    Мало что видел, но почитав не захотелось смотреть. А то, что смотрел из списка пересматривать не буду. Слабо всё.

  • Анастэйша

    «Людоед» и «Елена в ящике» — ван лав навеки

WordPress: 40.05MB | MySQL:219 | 0,615sec