Итоги-2024: 15 лучших жанровых фильмов года
2024 год получился насыщенным на интересные работы. Если первые три места в итоговом топе не удивляют, стоит отметить, что прокат, цифровые релизы и мировые премьеры были куда разнообразнее. Триллеры смешивались с чистым хоррором, эксперименты оборачивались удачей, продолжения учитывали ошибки оригиналов и становились лучше, а за стандартными локализованными названиями прятались любопытные представители жанра. Если вы уже видели те 15 картин, что вошли в список лучших фильмов прошлого года по мнению редакции RussoRosso, загляните в специальные упоминания — быть может там спрятано ваше сокровище или просто затерявшееся в памяти кино. А между главными лентами 2024-го ищите тёплые поздравления и пожелания от авторов издания. Спасибо, что продолжаете читать. С новым 2025 годом и вперёд — к новым хоррор-впечатлениям!
15
«Сталкер» / Strange Darling
Реж: Джей Ти Моллнер
Мир красного и синего цветов. Мир соблазнения, дурмана, безумия и хаоса. Мир одиночества и сексуальных игр для двоих. «Ты маньяк?». Strange Darling, не стесняясь, нагло хвастается техническими и нарративными особенностями с первых же секунд. Если «Нежить» выделяется за счёт смешивания одного из самых динамичных поджанров хоррора со слоубёрнером, создавая завораживающий парадокс, то «Сталкер» берётся за нелинейное повествование, без которого кино точно развалилось бы, но и не было бы собой. Неважно, какие отношения сложились у вас с самой историей — лента Джей Ти Моллнера привлекает не столько сценарием, сколько благодаря наэлектризованной химии между героями Кайла Галлнера и Уиллы Фицджералд, гипнотической музыке Z Berg, виртуозной операторской работе Джованни Рибизи и неоднозначному смыслу, подрывающему нынешнее состояние мира и сталкивающему мнения. Этот завтрак вы не забудете никогда.
Полина Николайчук
Читайте также:
«Сталкер»: электрическая леди и человек с ружьём
14
«Астрал. Ночь в могиле» / Siksa Kubur
Реж: Джоко Анвар
В 2024 году режиссёр Джоко Анвар сумел захватить российский кинопрокат. Помимо картин «Ведьма. Деревня Проклятых» и «Заклятие: Слуги Сатаны» зрители увидели и его новый фильм «Астрал. Ночь в могиле». Анвар в очередной раз не стал ограничиваться простым хоррором, в котором кроме дешёвых скримеров или характерного индонезийскому кино ультранасилия, больше ничего интересного нет. Вместо этого он создал самое настоящее отражение религиозных страхов мусульман, перерастающее в философские размышления на тему целесообразности религии, что способно вызывать ещё больший ужас у жителей одной из самых религиозных стран в мире. Остальным же предлагается взглянуть не только на один из самых важных культурных аспектов Индонезии, но и задуматься над своими поступками. Если мусульманская трактовка потустороннего мира верна, то грешникам даже после смерти не суждено обрести покой: отведённую жизнь нужно прожить достойно, чтобы до наступления Судного Дня не страдать в могиле.
Артём Петров
Читайте также:
«Астрал. Ночь в могиле»: и после смерти им не обрести покой
Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора
Год прошедший вышел насыщенным, по ощущениям удовлетворив запрос каждой категории хоррора. Грядущий, надеюсь, не отстанет в тенденции, но взамен ожиданиям чего-то конкретного, хочется лишь одного — продолжать удивляться и сохранить это чувство.
Денис Сапранов
13
«Ужасающий 3» / Terrifier 3
Реж: Дэмиен Леоне
Благодаря значительно возросшему бюджету (теперь он составил два миллиона), Дэмиен Леоне смог выпустить новый фильм франшизы всего через два года после сиквела (сравните с шестью годами, разделяющими первую и вторую части). В отличие от многих продолжений, триквел не повторяет то, что мы видели прежде, а развивает сюжет о противостоянии Сиенны Шоу (Лорен ЛаВера) и клоуна Арта (Дэвид Ховард Торнтон). Леоне филигранно чередует сцены из прошлого и настоящего героев, придавая новой части черты киноромана. Вкрапления мистики сочетаются с чёрным юмором, который, в свою очередь, помогает не относиться к многочисленным сценам ультранасилия слишком серьёзно. В этот раз не Гринч, а клоун Арт решил похитить Рождество.
Андрей Волков
Читайте также:
«Ужасающий 3»: смерть с улыбкой на лице
Интервью с Дэмиеном Леоне
12
«Астрал. Медиум» / Oddity
Реж: Дэмиэн Маккарти
Камерный мистический хоррор Дэмиэна Маккарти увлекает прежде всего элегантным сочетанием извилистого детективного сюжета и выверенным визуальным минимализмом. Призраки здесь появляются очень редко, но всегда метко — там мелькнёт смутная тень, здесь почудится на экране мертвенно-бледное лицо — и каждый скример режет нервы с хирургической точностью. Но самое интересное в «Медиуме» даже не безупречный сценарий и не яркая главная героиня (будь фильм Маккарти релизом для Netflix, стриминг-гигант уже делал бы сериал о её магазине диковинок), а изящно прописанный сквозной конфликт. Это фильм о том, насколько беззащитным оказывается убеждённый материалист, когда сталкивается с паранормальными феноменами, и о том, что вера в сверхъестественные силы даёт разуму куда больше возможностей для познания мира, чем высокомерный скептицизм.
Дмитрий Соколов
Читайте также:
«Астрал. Медиум»: чисто ирландское убийство
Мне кажется, с каждым годом хорроры становятся разнообразнее. У многих фильмов трудно однозначно определить жанр. Взять хотя бы «Еретика» или «Собирателя душ». Фильмы ужасов точно остаются одним из самых волнующих и актуальных жанров. Мне кажется, и 2024-й киногод был неплохим, и 2025-й нас обязательно удивит. Желаю читателям RussoRosso находить приятные сюрпризы там, где их меньше всего ждёшь, и как можно реже разочаровываться.
Максим Ершов
11
«Улыбка 2» / Smile 2
Реж: Паркер Финн
Первая «Улыбка» была напрягающим психологическим хоррором с минимальными спецэффектами. Её терапевтическая составляющая была на первом плане — всё остальное работало скорее в воображении. Страхи смешивались с тревогами, одиночество усугублялось травмами и потерями. Успех картины позволил увеличить бюджет и масштаб сиквела почти в два раза. Так появились костюмы, оригинальные песни и массовка, а спецэффекты достигли апогея. И даже если кино не западает в душу, то оно точно поражает технически — выверенный танец, внезапный, но впечатляющий монстр и незабываемая травматичная, требующая отворачиваться от экрана, но приковывающая взор сцена в начале. «Улыбка 2» радует чередой шоустопперов и нагнетающим ощущением дискомфорта, завершаясь единственно возможным образом в силу заявленных обстоятельств. Кино, если не гениальное, то уж точно впечатляющее.
Полина Николайчук
Читайте также:
«Улыбка 2»: шире губы, больше зубы
10
«Проклятие «Зов могилы»» / Exhuma / Pamyo
Реж: Чан Джэ-хён
Похоже, в 2024-м хоррор окончательно перестаёт быть низким жанром. Всё больше картин мимикрируют под фильмы ужасов и, пугая, рассказывают нам очень серьёзные истории. Корейское кино «Проклятие: Зов могилы» — из их числа. Режиссер Чан Джэ-хён заманивает нас в увлекательный мир геомантов, профессиональных исследователей подходящих для могил мест и потомственных шаманов. Кино, начинающееся как стопроцентный хоррор про беспокойных духов, в итоге превращается в притчу о коллаборационизме и грехах отцов. При этом фильм Чан Джэ-хёна следует всем канонам жанра, по-настоящему пугает и не перегружает зрителя излишним морализмом. Видимо поэтому в Южной Корее он стал кассовым хитом.
Дмитрий Шаля
Читайте также:
«Проклятие «Зов могилы»: расхитители гробниц
Пусть саспенс в 2025 году лишь закаляет бесстрашие, а не взращивает тревогу!
Настасья Горбачевская
9
«Максин ХХХ» / MaXXXine
Реж: Тай Уэст
В третьем фильме франшизы Тая Уэста единственная выжившая после событий предыдущей части Максин Минкс (Миа Гот) отправляется покорять Голливуд. Однако очень скоро девушка становится мишенью маньяка-одиночки. Им оказывается Ночной Сталкер, образ которого оказался списан с реально существовавшего серийного убийцы Ричарда Рамиреса.
«Максин XXX» — кино фактурное. В кадре постоянно присутствует секс. Разумеется, не в явном виде. Чувственная атмосфера держится не только на сексапильной героине Гот, но и на визуальном повествовании, которое пестрит многочисленными отсылками к эротическим триллерам прошлого. Например, к «Бритве» Брайана Де Пальмы. Погрузиться в историю помогает умело воссозданный антураж 80-х, начиная от внешнего вида персонажей и заканчивая «зернистостью» кадра, неоновыми цветами и всевозможными их оттенками, а также ретро-саундтреком с хитами ZZ Top, Rockwell, Лоры Брэниган и других. Есть в картине и изобретательные убийства, и неожиданные повороты сюжета, и интересно обыгранные вопросы гендерного (не)равенства. «Максин XXX» — отличный слэшер и достойный финальный аккорд трилогии.
Геннадий Гусев
Читайте также:
«Максин XXX»: голливудский финал
«Пэрл»: кровавый след на дороге в страну Оз
8
«Чужой: Ромул» / Alien: Romulus
Реж: Феде Альварес
После весьма неоднозначного «Чужого: Завета» фанаты вздохнули с облегчением, узнав, что пост режиссёра следующей части их любимого космического хоррора занял Феде Альварес, ранее успешно поработавший с Сэмом Рэйми над ремейком «Зловещих мертвецов». Будучи ярым фанатом серии, постановщик выдал самое настоящее любовное послание ксеноморфу. Может сложиться впечатление, что Альварес словно Франкенштейн создал фильм из различных составляющих других частей франшизы и даже видеоигр. И в этом есть доля правды. Но на выходе получилось прекрасное создание, для которого были выбраны все самые лучшие «куски», а гниющая плоть была отброшена. Таким образом «Ромул» не стал прорывом, но Феде смог добиться своей главной цели — снять отличный проект для фанатов.
Артём Петров
Читайте также:
На Новый год принято желать много разных приятностей. Мол, добрый Дед Мороз придёт и всё исполнит. Но, так как мы взрослые, мы понимаем — далеко не все наши желания будут исполнены. Мягко говоря. Поэтому сосредоточусь на простом и доступном: кино бывает качественным и посредственным. Так давайте учиться отличать хорошее от плохого. С новым годом!
Геннадий Гусев
7
«Нежить» / In a Violent Nature
Реж: Крис Нэш
In a violent nature — сила, что искусственно замедляет ускоренную инерцию жанра; кино-гипноз или, если угодно, терапия, позволяющая услышать собственный пульс и дыхание, пока на фоне зелени, хруста веток и шума листвы происходят кровавые, изощрённые убийства. Очень забавно, что слоубёрнер (прям как чёрная жижа) дотронулся и преобразил все грани жанра, но до сих пор не касался самого громкого и суетного, а ведь это эксперимент, который просто не мог не случиться. Оглядываясь назад в оглушении от шума «Субстанции», сиквела «Улыбки» и надвигающегося рокота «Носферату», «Нежить» — это asmr-сеанс, которому хочется простить условный сюжет и обречённых, пустотелых персонажей, и просто задержаться подольше, созерцая, отдыхая. Да и в целом это приятная находка для почитателей жанра, которую, возможно, не обязательно любить, но оценить точно стоит.
Денис Сапранов
Читайте также:
«Нежить»: чем они заняты в лесу
Крис Нэш: интервью с режиссёром медитативного слэшера «Нежить»
6
«Я видел свечение телевизора» / I Saw the TV Glow
Реж: Джейн Шёнбрун
Приписывать фильм Джейн Шёнбрун к стопроцентным хоррорам не стоит. Это предельно мрачное кино о внутренних демонах и потайных страхах. В этом смысле «Я видел свечение телевизора» отлично рифмуется с безусловным фаворитом этого года, «Субстанцией». Оба фильма рассматривают возраст как проклятие. Но если в «Субстанции» речь идет о страхе старения, то в «Свечении» — об испуганных подростках, которые смертельно боятся взрослеть. Неуютная реальность заставляет двух юных товарищей по несчастью — Оуэна и Мэдди — всё глубже погружаться в призрачный мир подросткового хоррор-сериала. Мэдди чуть старше, и нервы у неё сдают первой. Вскоре девушка уже полностью отождествляет себя с обладающими паранормальными способностями героинями The Pink Opaque. Очевидно, та же участь уготована и Оуэну. Выход из удушающей действительности лишь один, и здесь тоже вспоминается «Субстанция». Правда, Элизабет ныряет в грязный подвал за эликсиром вечной молодости, а Мэдди полностью растворяется в иллюзорном сериальном мире. Печальный финал неизбежен.
Дмитрий Шаля
2024 год был непростым, но в прокате и онлайн всегда было что посмотреть. Надеюсь, что 2025 принесёт всем нам множество эмоций и неожиданных впечатлений. За это как минимум будут отвечать Осгуд Перкинс («Обезьяна») и Стивен Содерберг («Присутствие»), и наверняка много чего ещё, так что верим в удачу и вкус дистрибьюторов.
Дмитрий Бортников
5
«Одержимые» / MadS
Реж: Давид Моро
Молодой парень в наркотическом опьянении едет на вечеринку, но по дороге к нему в машину забирается перебинтованная женщина, которая забрызгивает его кровью. С этого момента беззаботный день героя превращается в ужасный трип, которому суждено закончиться апокалипсисом.
«Одержимые» Давида Моро можно назвать долгожданным возвращением французского экстрима — быстрый, громкий, эпатажный, будто «Экстаз» Гаспара Ноэ сплёлся воедино с тайваньской «Грустью». Фильм снят одним кадром, что преподносит сюжет в ещё более безумном и непредсказуемом ключе, доводя зрителя до долгожданного и не лишённого мысли катарсиса. Один из лучших хоррор-фильмов прошедшего года способен не только развлечь, но и заставить задуматься о массовом сумасшествии, в котором мы живём.
Алёна Химич
4
«Одержимая» / Devil’s Bath / Des Teufels Bad
Реж: Северин Фиала, Вероника Франц
The Devil’s Bath способен, как мне кажется, изменить микроклимат даже в комнате зрителя. Глушь в фильме похожа на лимб: бесконечные леса и туманы отделяют людей от иного времени и пространства. Это холодная разновидность ада, до которой пламя и пекло не доходят сквозь толщи мерзлой земли. В нём ссыльных не пытают и не преследуют — их тела медленно цепенеют, а сердца превращаются в камень. Мир, состоящий из чёрных дыр, схлопывается в ничего не значащую пустоту, и никто не запомнит, было ли в нём что-то значимое.
Главная героиня Агнес проходит все стадии принятия неизбежного, но последняя буква «П» означает не принятие, а прощание без прощения. Ад и депрессия глазами женщины, религиозный бред и гнёт, подавление и подавленность — фильм непросто досмотреть из-за ощущения, что надеваешь на себя предварительно выпотрошенное тело главной героини, но и бросить его невозможно.
Наташа Анопа
Читайте также:
«Одержимая»: как найти выход из дьявольской бани
3
«Собиратель душ» / Longlegs
Реж: Осгуд Перкинс
В 1990-х спецагент ФБР Ли Харкер, обладающая необычными способностями, берётся за дело, которое давно не даёт правоохранителям покоя. Как минимум пару десятилетий маньяк убивает целые семьи по всему Орегону. Общее у цепочки преступлений одно — среди жертв обязательно есть девочка, родившаяся 14-го числа. И преступления происходят незадолго до или почти сразу после дня рождения. Сам убийца даже не заходит в дом, но оставляет послания, подписанные Собирателем душ. Харкер понимает, что связана с маньяком.
Осгуд Перкинс снял один из самых леденящих душу фильмов года, а Николас Кейдж изобразил безумно странного психопата. Режиссёр мастерски заигрывает со зрительскими ожиданиями. Поначалу можно решить, что перед нами то ли «Молчание ягнят», то ли «Семь», то ли «Зодиак», в общем, новая классика триллера, но Перкинс мастерски раздвигает все привычные жанры и помещает зрителей в пространство нескончаемого кошмара, который не заканчивается даже на финальных титрах. Отдельные сцены трудно забыть.
Максим Ершов
Читайте также:
«Собиратель душ»: кукушка, сколько мне жить осталось?
13 напугавших редакцию RussoRosso хорроров
Дорогие ангелочки, я не буду спрашивать про ваш день рождения. Вместо этого поздравляю с Новым 2025 годом и желаю, чтобы он продолжал радовать зрителей, обожающих жанр, и никого не оставил равнодушным. С праздником и отличных каникул!
Артём Петров
2
«Полночь с дьяволом» / Late Night with the Devil
Реж: Кэмерон Кернс, Колин Кернс
Вторая половина 70-ых, телеведущий Джек Делрой для привлечения аудитории устраивает специальный выпуск, куда приглашает тех, кто верит в сверхъестественное и скептиков. Всё выходит из под контроля, и до самого финала картины остаётся непонятно — это хитро разыгранная постановка или происходит на самом деле. Братья Кернс — новые имена в хорроре для широкого круга зрителей. Они написали, спродюсировали и сняли «Полночь с дьяволом», где есть место драме, страхам и эффектам, которые так любят Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер, Джеймс Ван и многие другие. Кино начинается с истории Джека Делроя и того, как он дошёл до того, что его шоу оказалось на дне. Зрителям кажется, что они знают героя, но авторы не раз за картину полностью переворачивают отношение публики к персонажам картины. «Полночь с дьяволом» — уникальный перевёртыш, для каждого он свой и тем отличается от большинства простых и понятных представителей жанра.
Дмитрий Бортников
Читайте также:
«Полночь с дьяволом»: подогревайте интерес любой ценой
1
«Субстанция» / The Substance
Реж: Корали Фаржа
«Субстанция» Корали Фаржа — один из самых обсуждаемых фильмов 2024 года, яркое и смелое полнометражное развитие короткого метра «Реальность+». Деми Мур играет голливудскую актрису, которая в отчаянной попытке вернуть былую славу соглашается на эксперимент с загадочным препаратом, обещающим не только возвращение к прежней версии себя, но возможность увидеть, как будет выглядеть твоя идеальная версия. Ею становится Сью, героиня Маргарет Куолли, которая в буквальном смысле вылезает из тела Деми Мур. Теперь необходимо лишь соблюдать нехитрые правила, позволяющие каждой героине жить ровно неделю. Погоня за идеалами ещё никого не доводила до добра, поэтому в скором времени баланс оказывается нарушен, и мир погружается в кровавый хаос. «Субстанция» разливается по экрану яростью, которую невозможно унять — Фаржа не стесняется прямо заявлять о своём недовольстве индустрией и призывает к действию. Фильм вызвал жаркие споры и оставил сильный эмоциональный след, став важным высказыванием об обществе, одержимом идеалами.
Яна Телова
Читайте также:
«Субстанция»: побудь в моей шкуре
6 хорроров с самыми интересными героинями по мнению ведущих подкаста «Девушки в огне»
Специальные упоминания
Хорроры и триллеры, не вошедшие в общий топ, но занявшие важные места в сердцах наших авторов:
Наташа Анопа: «Конанн» (Conann)
Алёна Химич: «Омен: Первое знамение» (The First Omen)
Настасья Горбачевская: «Айлин» (Eileen)
Дмитрий Бортников: «Заклятие. Реинкарнация отца» (Daddy’s Head)
Андрей Волков: «Стрим» (Stream)
Хорроры и триллеры, не вошедшие в общий топ, но часто упоминавшиеся:
«Еретик» (Heretic)
«Свидание с монстром» (Woman of the Hour)
«Вуду. Шёпот тьмы» (Stopmotion)
«Бесплодная земля» (Starve Acre)
«Кукушка» (Cuckoo)
Итоги прошлых лет:
- Итоги-2023: 12 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2022: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2021: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2020: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2019: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2018: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2017: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2016: И гаснет свет в тишине
- Итоги-2016: Тихие странности
- Итоги-2016: Год Медузы. Самые декадентские фильмы
- Итоги-2016: Время жатвы