Итоги-2023: 12 лучших жанровых фильмов года
2023 год стал крайне успешным для кинематографа в целом, а ужасам и триллерам повезло в меньшей степени. Разрывающее сердце и надрывающее от смеха превалировало над пугающим и мрачным. Даже нашумевший дебют братьев Филиппу (Talk to Me), был пропитан драмой, а возвращение Ари Астера обернулось безумной смесью жанров без границ, где боишься смешного, плачешь над страшным и смеёшься над печальным. Таким странным получился этот год. Это нашло отражение и в нашем подведении итогов — 2023 год превратил топ-20 в топ-12, где есть и повторные залёты, в связи с официальным российским прокатом, и почти попсовые проекты, и картины, привлёкшие внимание искушённых поклонников хоррора, изучающих все тёмные уголки и переулки кинопроизводства. Какими редакция RussoRosso увидела эти 365 дней, читайте в нашем топе лучших картин 2023 года!
12
«Рождение/перерождение» / Birth/Rebirth
Реж: Лаура Мосс
Похоже, эксплуатация глубинных материнских страхов — тренд этого года. На иррациональных чувствах женщин и играет фильм Лауры Мосс «Рождение/перерождение».
Пугать впечатлительных матерей их же детьми начали не сегодня, — вспомните хотя бы классического «Ребёнка Розмари». Но в 2023-м такого рода кино пошло косяком. Тут и изящный норвежский хоррор «Кошмар» (Marerittet) Хьёрсти Расмуссен, и последний сезон «Американской истории ужасов». «Рождение/перерождение» прекрасно вписывается в этот тренд, являясь безусловно лучшим фильмом года в условном поджанре birthsploitation.
В этом кино одержимость встречается с безысходностью, доктор-патологоанатом Роуз Каспер с медсестрой родильного отделения Селин Моралес. Абсолютно разных по темпераменту и отношению к жизни женщин связывает общая тайна; умершая 12-летняя Лили, дочь Селин. Её тело неожиданно исчезает из морга и вскоре Селин обнаружит девочку — живой, но не слишком здоровой — в квартире Роуз; новый доктор Франкенштейн научилась оживлять умерших. Пытаясь спасти дочь, Селин вынуждена пойти на преступление. Выжить Лили поможет лишь сыворотка из околоплодной жидкости беременных женщин.
Фильм не пугает зрителя кровавыми подробностями, но заставляет цепенеть от безысходности, сострадания и печали.
Дмитрий Шаля
«Рождение/перерождение»: трудно быть богом
11
«День благодарения» / Thanksgiving
Реж: Элай Рот
«День благодарения» занял особенную нишу в краю хорроров 2023 года. С одной стороны — радушный приём и у большинства критиков, и у публики, с другой — многие хадкорные фанаты жанра выходки не оценили: мол, Элай Рот пошел на компромиссы, совершенствуя задумку о резне вокруг индюшачьих ножек.
Лента не взялась из ниоткуда: когда Квентин Тарантино и Роберт Родригес запускали «Грайндхаус», кинематографисты-хулиганы позвали нескольких режиссёров, чтобы снять трейлеры несуществующих фильмов для сдвоенного сеанса. Среди подставных релизов оказался и «День Благодарения». Элай Рот не первый, кто расширил фейковый промо-ролик до полнометражного фильма: Родригес дал волю «Мачете» с Дэнни Трехо, а из-под крыла Джейсона Айзенера вылетел «Бомж с дробовиком».
Рот отказался от плёночной шероховатости и антуража 70-х, перебросив действие в день сегодняшний. Сегодняшний календарно, но не стилистически: фильм верно следует заветам слэшеров нулевых и триумфально преуспевает в бессмысленном шинковании подростков. Критика общества потребления и консюмеризма (День благодарения умножен на Чёрную пятницу) выглядит не программным заявлением, а китчевой попыткой задать актуальный фон расправе. «День благодарения», может, куда более сдержан в кровоточащей изобретательности чем «Хостел» и не дотягивает до раздолья torture-porn, но жанровой радости и удалого нахальства у слэшера не отнимешь. Если вы устали от хорроров с последовательным проживанием травмы, самое время включить фильм, где маньяк в костюме Пилигрима задорно крошит празднующую толпу и, конечно, готовит ужин.
Настасья Горбачевская
«День благодарения»: стол накрыт
Фанатам жанра ужасов хочется пожелать в новом году всего самого лучшего. Чтобы мечты сбывались, близкие были здоровы, а хорроры пугали, как никогда раньше. С Новым годом!
Артём Петров
10
«Никто тебя не спасёт» / No One Will Save You
Реж: Брайан Даффилд
«Никто тебя не спасет» от режиссёра Брайана Даффилда («Няня», «Спонтанность») и 20th Century Studios — один из самых оригинальных хорроров года, который хоть и отсылает к «Вторжению похитителей тел», «Сумеречной зоне» и «Бескрайней ночи», но в итоге становится совершенно уникальным экспериментом.
Главную — и практически единственную — роль исполнила звезда сериалов «Ломка» и «Невозможно поверить» Кейтлин Дивер. Её героиня Бринн одиноко живет в удалённом доме на границе города и занимается пошивом платьев. По неизвестным причинам в городе Бринн ненавидят, поэтому в свободное время она изучает улочки игрушечной миниатюры города, упаковывает готовую одежду и посещает могилу матери. Всё меняется, когда однажды ночью в дом героини забредает пришелец.
Главная особенность фильма — минимизация речи. Общение Бринн сводится к односторонним попыткам поддерживать коммуникацию через письмо — героиня пишет письма дорогой подруге Мод (но не отправляет) и подписывает подарочные открытки покупателям. Столкновение с инопланетными существами тоже сложно назвать удачной перспективой для разговоров по душам — незнакомцы едва ли знают английский, да и настрой у них, мягко говоря, недружелюбный. Удивительно, что несмотря на отсутствие диалогов, Даффилду удаётся удержать внимание практически любого зрителя — даже того, кто изначально рассчитывал на более классический хоррор. Отсутствие речи освобождает место для самых разных звуков (от слабого скрипа половиц до шумных взрывов), которые оказываются намного показательнее слов.
Яна Телова
9
«Шёпоты мёртвого дома» / What Josiah Saw
Реж: Винсент Грэшоу
«Шёпоты мёртвого дома» — третий фильм режиссёра Винсента Грэшоу, предпочитающего работать в жанре остросюжетной драмы. Бог любит троицу, но только не в этом случае, ведь «Шёпоты мёртвого дома» вышел у Грэшоу наиболее мрачным и депрессивным. Лента имеет внушительную продолжительность почти в два часа, отличается продуманным сценарием с детально прописанными образами основных героев – отца Иосии и трёх его детей.
Фильм метафорически повествует о распаде патриархальной семьи южан. Все герои страдают от демонов прошлого, а режиссёр, не демонстрируя на экране никаких ужасов, умудряется погрузить зрителя в тягостный кошмар, корни которого уходят в далёкое прошлое семьи. Картина поделена на главы, словно литературное произведение, и отличается нелинейным повествованием. Она была снята ещё в 2021 году, но вышла в российский прокат лишь летом этого года, сразу выделившись на фоне других картин страшного жанра своей депрессивной атмосферой и отсутствием традиционных скримеров. Режиссёр давит скорее психологически, погружая зрителя в мир абьюзивных отношений семейства южан.
Андрей Волков
Режиссёр «Шёпотов мёртвого дома» об осах, хоррорах, независимых фильмах и Роберте Патрике
«Шепоты мертвого дома»: не суди, да не судим будешь
ММКФ-2022: 8 жанровых фильмов фестиваля
8
«Адская пасть Мохаве» / The Outwaters
Реж: Робби Джо Бэнфитч
«Адская пасть Мохаве» — паутина трещин, что разрастаются с самого начала и до безумного, отделяющего плоть от костей финала. Сквозь эти сколы реальности человек заглядывает куда-то туда, где запросто можно потерять самого себя, ощущение пространства вокруг и саму жизнь. Хотя, само собой, правильнее сказать, что это Нечто Иное смотрит на человека с другой стороны, а тот уже не может отвести взгляд.
Не всякий оценит оголённое сверхъестественное буйство, срывающееся с цепей здравого смысла, да и вообще какого-либо смысла. «Адская пасть Мохаве» – наэлектризованные первобытные эмоции; паническая атака и психоз, обретшие цифровую плоть, ставшие небом, пустыней и тьмой.
Бэнфитч снял эсхатологический хоррор, картину, где предчувствие глобальных изменений буквально передаётся через экран, сковывая кожу холодом, перемешивая внутренности словно в центрифуге. Возможно, рано говорить о каком-то новом слове в узконаправленном жанре, который пережил бесконечную череду мутаций, но то, что это один из самых трансгрессивных представителей «найденных плёнок» — абсолютный факт.
Фильм-эмоция уходящего года.
Денис Сапранов
«Адская пасть мохаве»: неведомые ипостаси
В наступающем году хочется пожелать новых ярких впечатлений от хорошего кино! Пусть все страхи и ужасы останутся на экране! С Новым годом!
Геннадий Гусев
7
«Бескрайний бассейн» / Infinity Pool
Реж: Брэндон Кроненберг
Если, согласно новостям, A24 действительно продадут с потрохами, то образовавшийся дефицит предположительно сможет компенсировать студия Neon. И одним из самых заметных релизов компании в уходящем году стал Infinity Pool Брэндона Кроненберга.
На первый взгляд деформированная притча о клонах отпущения вписывается в тренд на антикапиталистическую сатиру. Однако при внимательном рассмотрении в толще слизи замечаешь что-то куда более древнее и универсальное. Все жрут всех, а следом Брэндон Кроненберг с одинаковым упоением демонстрирует ошмётки неудачливого писателя и богача с неназванным источником доходов. Результатом стала картина почти по-старомодному абстрактная и по-животному откровенная.
Отводить взгляд, впрочем, совсем не хочется. В этом заслуга не только Мии Гот и Александра Скарсгарда. Карим Хуссэйн, бессменный оператор Брэндона Кроненберга, искусно превращает отвратительное в гипнотическое. Справедливости ради, где-то здесь же обнаруживается единственная претензия к фильму: порой кажется, что режиссёр сам пугается веса исследуемых идей и маскирует заминку очередной липкой галлюцинацией. Он и сам признаёт, что рассуждать об отслоениях человеческой идентичности можно бесконечно, так что нам остаётся лишь дождаться продолжения дискуссии в его новых работах.
Анна Романюк
«Бескрайний бассейн»: плоти и зрелищ!
6
«Паранормальные явления. Скинамаринк» / Skinamarink
Реж: Кайл Эдвард Болл
Skinamarink, удивительным образом оказавшийся в российском прокате благодаря компании World Pictures, — чуть ли не главное чудо года для ценителей экспериментальных хорроров и лиминальных пространств. Неподготовленный зритель может обмануться собственными ожиданиями, но если дать картине проникнуть в разум, опыт запомнится на всю жизнь.
Необычно устроенное кино определенно выглядит как творение не для всех, но погружение в это больное сознание не оставляет равнодушным. Метафора или реальная сущность? Трактовать происходящее можно по разному, но лиминальность, отсутствие лиц в кадре, помехи телевизора, не дающего свет, а напротив нагнетающего тревогу, и этот хрип, взывающий к ребёнку — атмосфера чего-то совершенно неожиданно прорвавшегося за границы мрачных подземелий интернета.
Skinamarink — событие, которое невозможно проспойлерить, его удовольствие в подаче материала, этой зернистой картинке и ощущениях во время просмотра, когда кажется, что вот-вот уснёшь, но открывается потаённая память из детства, когда пугала темнота в соседней комнате и родители, оставившие ждать в очереди. Самое базовое, заблокированное возрастом, вдруг проникает в каждую клетку тела и приковывает к экрану, который, кажется, завис, но меняет всё всполох экрана телевизора и нечленораздельный бубнёж ведущего.
Полина Николайчук
Лиминальный кинематограф: пограничные пространства и живые пустоты
5
«Все страхи Бо» / Beau is Afraid
Реж: Ари Астер
Ари Астер превосходно владеет техниками выстраивания саспенса — важнейшего элемента в любом фильме ужасов — даже поход в магазин через дорогу за бутылкой воды превращается в смертельно опасный забег по городским джунглям. А как насчёт долгожданной (и всё равно неожиданной) встречи с отцом? Или финального судилища, на котором затравленный и беспомощный Бо в итоге падает во тьму под грузом собственной вины? «Все страхи Бо» напичканы эпизодами, в которых смех стремительно переходит в страх: Астер играет на контрастах с выверенной ловкостью пианиста-виртуоза. И струны саспенса в его мелодии звучат не реже, чем нотки комедии или драмы.
С развитием сюжета «Все страхи Бо» всё плотнее сближаются с хоррором, отражая логику эскалации глубокой травмы, связанной с отношениями сына и матери. Центральная тема фильма, заявленная с первых же сцен и значимая до финальных — страх. Причем страх здесь показан не просто как психологическая проблема или источник гэгов (как в каких-нибудь «Голосах» с Райаном Рейнольдсом), но как единственный фильтр восприятия, сквозь который Бо воспринимает мир. Вселенная Бо пронизана тысячью страхов — и Астер живописует их все, деловито тасуя нервозность, иронию, отвращение и нелепый трагизм в своей колоде эмоций. Так что если хоррор – жанр, не просто работающий с темой страха, но выстроенный вокруг контролируемой тревоги, то «Все страхи Бо» должен занять достойное место в жанровом пантеоне.
Дмитрий Соколов
Сложноустроенный хоррор Ари Астера и новая работа режиссёра — «Все страхи Бо»
В целом есть ощущение, что 2023-й был не самым удачным годом для ортодоксального кинохоррора, но ничто не мешает заглянуть на смежные территории. Например, ворвавшийся в мировой прокат в декабре Godzilla Minus One уводит франшизу с хоженых троп, да и в целом выглядит так, что фильм смело можно рекомендовать не только всепрощающим фанатам. А французский анимационный сай-фай Mars Express (в российском прокате с 14 марта 2024 года) без духоты прохаживается по техновизионерам и проблемам искусственного интеллекта.
Анна Романюк
4
«Божественность» / Divinity
Реж: Эдди Алказар
«Божественность» Эдди Алказара зазывает зрителя в тоннель, который быстро оборачивается трубой калейдоскопа. Внутри — потускневшие блёстки, которые, словно опавшие листья, застилают метафоричную пустыню бытия «нового человека». Сын превзошел отца и изобрёл лекарство от бессмертия, забрав в обмен возможность размножаться. Ради восстановления порядка на Землю прибывают таинственные братья.
Цель инопланетных гостей не вполне понятна, как и мотивы их прекрасной спутницы, но Алказар и не требует от зрителя распутывать детективный клубок причин, следствий и путей их решения. Футуристичный мир режиссёра состоит из минимализма форм, действий и реплик. Каждый кадр наполнен дыханием и эстетикой, и при этом словно намеренно показан безжизненным скриншотом безэмоциональной рекламы или документального фильма про рептилий.
Рассуждения об упадке и этике глохнут за эстетикой кадра и необычными визуальными решениями, что делает «Божественность» в некотором роде «полуночным фильмом», медленно перетекающим в сон и сливающимся с ним поутру.
Наташа Анопа
3
«Два, три, демон, приди!» / Talk To Me
Реж: Дэнни и Майкл Филиппу
Вчерашние блогеры и кинолюбители братья Дэнни и Майкл Филиппу мощно дебютировали в полном метре с хоррором, который одновременно пугает и поднимает важные вопросы взаимоотношений близких людей. «Два, три, демон, приди!» эксплуатирует стандартные для ужасов приёмы (скримеры, операторская работа с эффектом ручной камеры, необычными ракурсами и планами, быстрый монтаж, щекочущая нервы музыка), отсылает в сторону классических лент жанра и заступает на территорию психологизма.
Вместо проработки характеров и углубления во внутренний мир героев братья Филиппу всецело концентрируются на сюжете и ритме картины.
Их история о группе молодых людей, решивших испытать судьбу и поиграть с древним таинственным артефактом, ни на секунду не провисает, заставляя то в поту вжиматься в кресло, то от души смеяться, то напряженно вглядываться в экран, пытаясь рассмотреть в полутьме грозящую протагонистам опасность.
Содержание здесь не превалирует над формой. Напротив, они находятся в состоянии шаткого равновесия. А выводы, которые зритель сможет сделать после просмотра, вполне просты, но от того не менее изящны.
Геннадий Гусев
«Два, три, демон, приди!»: не ходите, дети, с мёртвыми играть
В наступающем году хотел бы пожелать читателям RR хороших и разных напряжённых триллеров и цепляющих ужасов, и, конечно, личного спокойствия. Пусть ужасы тревожат только на экране.
Андрей Волков
2
«Восстание зловещих мертвецов» / Evil Dead Rise
Реж: Ли Кронин
«Восстание зловещих мертвецов» стало очевидным возрождением франшизы. Фильм перешёл Ли Кронину, режиссёру психологического хоррора «Другой» (2018), но остался под чётким руководством творческого дуэта Сэма Рэйми и Брюса Кэмпбелла.
Сюжет повествует о девушке по имени Бет, которая возвращается в Лос-Анджелес и решает остановиться у сестры Элли. Элли пережила развод, оставшись одна с тремя детьми в жилом комплексе, который должны снести со дня на день. Разговорившись, женщины отправляют детей за пиццей, а те в свою очередь находят пластинки с заклинаниями и древний Некрономикон, который выпускает демонов наружу.
Фильм успешно оживил культовую франшизу, обыграв аутентичные образы и атрибуты лора современной стилистикой и новыми персонажами, наглядно демонстрируя коллегам по цеху, как стоит возвращать культовые бренды на большие экраны. «Восстание зловещих мертвецов» не топчется на месте, не боится экспериментировать и демонстрировать новые, неожиданные приёмы жанра, мастерски играя на ностальгии зрителей.
Нужный баланс на всех этапах создания и отклик, как у давних поклонников, так и у нового поколения любителей ужасов, позволил картине обрести коммерческий успех и статус одной из лучших в жанре за 2023 год.
Алёна Химич
«Восстание зловещих мертвецов»: мертвящая хватка мамочки
1
«Одержимые злом» / When Evil Lurks / Cuando acecha la maldad
Реж: Демиан Рунья
В 2023 году вышли два примечательных хоррора, посвящённых тематике экзорцизма. Но если «Изгоняющий дьявола: Верующий» разочаровал отсутствием свежих идей, то проект аргентинского режиссёра Демиана Руньи «Одержимые злом» словно Давид поразил из пращи своего конкурента и попал прямиком в зрительские сердца.
Как и в «Оцепеневших от страха» Рунья полностью меняет методику страха. Больше нет привычных клише, свойственных тематике экзорцизма. Для выживания необходимо соблюдать новые правила, а в центре повествования находятся фермеры, в которых отсутствуют признаки героев. Обычные люди, привыкшие сначала действовать в импульсивном порыве, а уже затем принимать взвешенные решения. Они не могут (и не хотят) спасти этот мир. Важно лишь уберечь себя и своих родственников.
Но даже осторожность не даёт гарантию выживания. Зло возводится в невообразимый абсолют. Оно способно поставить всё человечество на колени, вцепиться в его горло мёртвой хваткой и не отпускать, пока оно не будет уничтожено. А если выжившие и будут, то лишь в форме гниющего мяса. Беспросветный мрак, в котором больше никогда не зажжётся свет надежды. Всё это делает «Одержимых злом» одним из лучших (и лучшим по мнению редакции RussoRosso) хорроров 2023 года.
Артём Петров
«Одержимые злом»: когда на смену Богу пришла «гниль»
Итоги прошлых лет:
- Итоги-2022: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2021: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2020: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2019: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2018: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2017: 20 лучших жанровых фильмов года
- Итоги-2016: И гаснет свет в тишине
- Итоги-2016: Тихие странности
- Итоги-2016: Год Медузы. Самые декадентские фильмы
- Итоги-2016: Время жатвы