СОВЕТЫ ПО КИНОПРОИЗВОДСТВУ ОТ РЕЖИССЕРА «ВЕДЬМЫ ЛЮБВИ» АННЫ БИЛЛЕР
В ноябре на многих международных фестивалях, а также в ограниченном прокате США был представлен полнометражный фильм «Ведьма любви» Анны Биллер, отсылающий к джалло и сексплотейшн-образцам 1970-х. Это не первый подобный опыт Биллер: каждая ее работа стилизована под какой-либо жанр и чаще всего посвящена женщинам. Режиссер рассказала изданию IndieWire, что можно посоветовать тем, кто хочет делать такое же смелое кино, как и она.
Первый совет: рассердись
Дебютная полнометражная работа Биллер Viva, исследующая тему сексуальной революции, не была принята критиками. О ней говорили как о пастише, в то время как сама режиссер ориентировалась на стилистику картин 60–70-х, но не ограничивалась ей. Отзывы зрителей на Viva зачастую были просто сексистскими. Неспособность аудитории принять фильм или хотя бы использовать иную перспективу взгляда на него не сломили Биллер — напротив, она была полна яростного желания продолжать работать в этом же направлении, и в «Ведьме любви» главная героиня стала еще более активным персонажем.
Второй совет: продолжай учиться
После не слишком удачного первого опыта Биллер решила вернуться к основам создания кино, уделяя особое внимание написанию сценария. Она поставила перед собой задачу сделать сценарий следующего фильма более доступным и понятным, чтобы донести до зрителей сообщение, которое они не смогли понять в прошлый раз:
«В определенной мере я полагаю, что чем стандартнее те приемы, при помощи которых я выражаю вещи в фильме, тем яснее становится сам замысел».
Анна продолжает мыслить так же радикально, как и прежде, но стремится довести до совершенства умение реализовывать свои идеи и продолжает изучать искусство написания сценария.
Третий совет: делай все самостоятельно
Биллер принимает участие во всех этапах создания своих фильмов — на съемках Viva она выполняла различные функции, включая исполнение главной женской роли (в «Ведьме любви» за нее это сделала Саманта Робинсон). Она активно выступает за то, чтобы лично заниматься всеми аспектами производства, начиная с написания сценария и заканчивая поиском, а иногда и изготовлением декораций своими руками, что также помогает работать в условиях ограниченного бюджета. Контроль занимает много (иногда — слишком много) времени, однако в итоге Анна точно будет знать, что этот фильм принадлежит ей.
Четвертый совет: не жалей себя
Биллер любит длинные сцены и с трудом удерживается от слишком частого их использования. Чтобы пойти навстречу зрителям, ей приходится сильно урезать свои фильмы (сокращенная версия «Ведьмы любви» идет два часа), иногда жертвуя любимыми моментами, — это требует трезвого взгляда на кино и понимания широкой аудитории. Впрочем, Анна все же надеется использовать длинные эпизоды — но уже в режиссерской версии.
Пятый совет: мысли радикально
Поначалу фильмы Биллер были восприняты зрителями как слишком резкие, будто бы их радикальность неуместна в современном мире. Режиссер не согласна с такой позицией и считает удачей релиз «Ведьмы любви» именно сейчас, когда поднимается новая волна интереса к вопросам гендерного неравенства: для нее то, что показывают на экране, не страшнее того, что происходит вокруг.