ОТ ВОРЧАЩИХ СТАРИКОВ ДО СТРАДАЮЩИХ ИЗВРАЩЕНЦЕВ: ТОП-10 ХОРРОРОВ, КОТОРЫХ НУЖНО ДОЖИДАТЬСЯ В 2017-М
В только что начавшемся 2017 году жанр хоррор будет процветать как минимум количественно. Заявленных проектов, как обычно, много, так что при наличии оптимизма выбирать можно на любой вкус. Ожидаются как традиционные сиквелы и ремейки классики (как завещал Рой Ли), так и множество хулиганских эксплуатационных проектов. Никуда не планирует деваться и независимый хоррор, скромно ютящийся на фестивалях и платформах VOD. Из имеющегося разнообразия я выделил десятку наиболее интересующих меня проектов, за которыми предлагаю последить вместе с RussoRosso.
«МОГИЛА» / RAW (GRAVE)
(реж. Джулия Дюкорно)
Релиз в США: 10 марта, Focus Features
В прошлом году этот фильм триумфально шествовал по множеству фестивалей, стартовав в Каннах и отхватив там премию Международной федерации кинопрессы. А на МКФ в Торонто на секции Midnight Madness зрители падали в обморок в лучших традициях реакции на французский экстремизм. Кинематографический дебют Джулии Дюкорно повествует о взрослеющей студентке-вегетарианке, которая вынужденно ест сырое мясо в рамках обряда посвящения в ветеринарной школе. В своем материале о реакции критиков на фильмы секции Midnight Madness МКФ в Торонто мы уже показывали трейлер, содержащий тот самый момент «грехопадения», а также приводили цитаты, по которым видно, что «Могила» прекрасно сочетает визуальную жестокость с гротескным юмором. Соскучившись по хитам из области французского экстремизма, я ожидаю чего-то вроде телесно-жуткого «В моей коже» (2002) Марии де Ван и мрачно-забавной «Аллилуйи» (2014) Фабриса дю Вельца. А может, даже и нечто еще лучше.
«ЭКСПЕРИМЕНТ БЕЛКО» / THE BELKO EXPERIMENT
(реж. Грег МакЛин)
Релиз в США: 17 марта, Blumhouse Tilt и Orion Pictures
«Волчья яма» (2005) прочно вошла в канон torture porn, ее сиквел (2013) добавил в историю об австралийском маньяке, охотящемся на туристов, больше интеллектуальной иронии. Выдуманный Грегом МакЛином персонаж Майк Тейлор пополнил галерею харизматичных злодеев, будучи брутальной смесью Крокодила Данди и Фредди Крюгера. В прошедшем году вышел и мини-сериал «Волчья яма», для которого режиссер оригинальных фильмов снял один эпизод. Между делом МакЛин выпустил отличный хоррор «Крокодил» (2007), где вместо Майка Тейлора туристов в Австралии поедало огромное водное пресмыкающееся. Все это прочно зарекомендовало режиссера как профессионала, работающего в направлении умного эксплотейшна. Незадача вышла с недавним дебютом МакЛина в США. Вышедший под патронажем Джейсона Блума мистический хоррор «Темнота», в котором трещащую по швам семью персонажей Рады Митчелл и Кевина Бейкона начинают терроризировать пять индейских духов, попал в шорт-лист антипремии «Золотая малина» аж в четырех номинациях: «Худший фильм», «Худший режиссер», «Худший актер», «Худшая актриса». Впрочем, хоть это кино и не прибавило МакЛину фанатов, оно все же окупилось (кстати, если кто считает, что любовь зрителей и критиков к фильму хоть как-то соотносится с кассовыми сборами, то тут социологи статистическими методами доказали, что это не так). «Эксперимент Белко» тоже снят в США, и Блум снова в продюсерах, но я уверен, что история «Темноты» здесь не повторится.
Во-первых, если со всеми этими духами, атакующими дом, ребенком-аутистом и прочей мистической атрибутикой МакЛин делал вылазку на чужую территорию, то в «Белко» он действует на родном поле — кровавом эксплотейшне. История про обычных американцев, жестоко уничтожающих друг друга в замкнутом пространстве, на секции Midnight Madness МКФ в Торонто вызвала неоднозначные реакции критиков, но все явно сошлись во мнении, что насилия вкупе с мрачным юмором там предостаточно. Чего и хочется ожидать с таким-то трейлером! Во-вторых, если в «Темноте» над сценарием вместе с МакЛином трудились два не особо известных австралийца, то к «Белко» его написал Джеймс Ганн. Уж этот-то чувак, ответственный за сценарий ремейка «Рассвета мертвецов» (2004), комедийный хоррор «Слизняк» (2006), угарный сериал «Порно для всей семьи» (2008–2009), умнейшую деконструкцию супергеройского кино «Супер» (2010) и забавный блокбастер «Стражи Галактики» (2014), сырой и скучный сюжет не выдаст. Ну а в-третьих, что же это за любовь была бы к МакЛину, если не дала бы сил простить ему один слабый фильм?
«ПЛОХАЯ ПАРТИЯ» / THE BAD BATCH
(реж. Ана Лили Амирпур)
Релиз в США: первый квартал года, Screen Media Films
Ана Лили Амирпур уже устраивала по-ирански наивную романтическую историю из хоррора, заставив модную вампиршу в черно-белом фильме «Девушка возвращается одна ночью домой» (2014) полюбить простого юношу, попутно благородно убивая подлецов вокруг. Теперь похожая привязанность к потенциальной еде коснется каннибала в исполнении Джейсона Момоа (который кхал Дрого в первом сезоне «Игры престолов»). Амирпур явно продолжает быть честным эмоциональным подростком, не стесняющимся писать подобающие твиты и снимать соответствующие фильмы. В тизере к «Плохой партии» она жадно любуется мускулами Момоа под музыку Die Antwoord. А еще в актерах задействованы Киану Ривз и Джим Керри. Ну как тут не предвкушать хорошее кино!
«Плохая партия» впервые была показана на Венецианском кинофестивале, где получила Специальный приз жюри, а после ее смогли увидеть зрители МКФ в Торонто в секции Vanguard.
«ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ» / ALIEN: COVENANT
(реж. Ридли Скотт)
Премьера в России: 18 мая, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Пожалуй, одна из самых очевидных позиций этого списка. Тем не менее! О том, как франшиза развивалась с выходом каждого нового фильма, мы уже рассказывали, но «Чужой» значим не просто как яркая история. Выход первой части в 1979 году — это интересное жанровое смешение. Фантастический сюжет не был совсем нов — он наследовал богатой традиции американской кинофантастики 1950-х. Но Ридли Скотт решил добавить в сценарий структуру только зародившегося субжанра слэшера: фиксированная локация, за пределы которой так просто не сбежать, и монстр, по одному выпиливающий персонажей — членов экипажа корабля «Ностромо». За сексуальность, столь значимую для слэшера, отвечал художник Рюди Гигер, известный своей любовью к формам человеческих гениталий. Фаллический ксеноморф и влагалищеобразный лицехват (созданный в сотрудничестве с мастером спецэффектов и сценаристом Дэном О’Бэнноном) придали картинке в фильме своеобразную перверсивность, а Скотт на десерт решил предложить зрителям еще и внезапно полураздетую Сигурни Уивер в финале. Такое жанровое смешение вместе с захватывающим сценарием сделало «Чужого» хитом.
Начиная с сиквела, выпущенного Джеймсом Кэмероном в 1986-м, фантастическая линия развивается, а слэшер-акцент уходит. Франшиза смотрится отлично и без этого, но в трейлере грядущей новой части есть сюрприз для любителей жанровых смешений. В последних кадрах монстр атакует обнаженную пару, которая планирует заняться сексом в душе. Убийство напоминает еще один эротический хоррор-фетиш — изнасилование тентаклями. Все это позволяет мечтать не только о новом фрагменте интересной истории, но и о возвращении элементов слэшера. Тварь с постера откровенно предлагает: «Беги». Непременно в кинотеатр!
«ФУРГОНЧИК С МОРОЖЕНЫМ» / THE ICE CREAM TRUCK
(реж. Меган Фрилс Джонстон)
Дата релиза неизвестна
Внучка Элмора Леонарда в любом случае привлекла бы к себе медийное внимание. С ее дебютом так и случилось: Меган Фрилс Джонстон (тогда еще просто Меган Фрилс) заставила критиков писать о своем Rebound (2014) — феминистском триллере с массой диалогов и элементами пыточного порно. Уже тогда она использовала американскую глубинку в качестве пугающего сеттинга. То же пространство станет вместилищем опасности и в «Фургончике с мороженым», тизером и постером пообещавшем веселый gore. Здесь переехавшая в пригород героиня попадет в передрягу, затеянную ностальгирующим мороженщиком-убийцей. С одной стороны, истории о том, какие в провинции все дремучие и злые, — это немного старомодно после остроумной критики Илая Крэйга (который и сам обещает выстрелить в этом году комедийным хоррором для Netflix). Но, с другой стороны, где же еще найти столь неприкрытый сексизм, как не в глубинке, так будоражащей воображение феминисток и не только?
Точной даты релиза пока нет, но следить за проектом определенно стоит.
OFFENSIVE
(реж. Джонатан Форд)
Дата релиза неизвестна
Джонатан Форд до сих пор работал со своим братом Ховардом Дж. Фордом. Вместе они срежиссировали (а Джонатан еще и стабильно выступал оператором) два фильма на тему зомби-апокалипсиса — медленных и задумчивых «Мертвых» (2010) и более стандартных «Мертвых 2: Индия» (2013). В первой части действие происходит в Африке, из которой пытается спастись американский военный механик. Ему помогает местный житель, а по пути они рассуждают о деколонизации и ее последствиях. Сиквел перенес место действия в окрестности Мумбаи, откуда уже другой американский инженер старается спасти свою беременную девушку, которой набожный отец-индус пытается не дать сбежать с белым человеком. Сняв свою дилогию, братья разошлись по самостоятельным проектам, и в прошедшем году Джонатан Форд показал на FrightFest Offensive, в котором он — режиссер, сценарист, продюсер и оператор.
Главными персонажами стали пожилые люди, дом которых в сельской Франции осаждает местная банда подростков. Вспоминая о том, что его отец освободил эту деревню от нацистов во время Второй мировой, пенсионер решает дать отпор. В основе фильма — личные мысли режиссера о том, что молодежь пошла поганая, жестокая, а виноваты во всем технологии. И что не должно быть ничего зазорного в том, чтоб защитить мораль с помощью ответного насилия. Хоть такая позиция меня совсем не впечатляет, трейлер обещает нечто любопытное и брутальное в духе «Соломенных псов» (1971), и уже этого достаточно, чтоб дожидаться выхода фильма. В конце концов, размышления братьев Форд о деколонизации в «Мертвых» — это тоже далеко не вершина критической мысли, но любоваться неспешным зомби-апокалипсисом это не мешает.
«ДОМ СМЕРТИ» / DEATH HOUSE
(реж. Харрисон Смит)
Дата релиза неизвестна
Создатель очередного интеллектуального фильма о зомби-апокалипсисе («Убийцы зомби: Кладбище слонов», 2015) Харрисон Смит снял картину по сценарию умершего год назад Гуннара Хансена. Два федеральных агента должны будут выбраться из секретной тюрьмы, но им помешают вырвавшиеся на свободу опасные заключенные. Концепт достаточно простой, но команда актеров…
Рассказчик заговорит голосом Эдриенн Барбо, сыгравшей главные роли в «Тумане» (1980) Джона Карпентера и «Болотной твари» (1982) Уэса Крэйвена. В «Доме смерти» можно будет увидеть знаменитого «Кэндимэна» — Тони Тодда, монструозную компанию которому составит неоднократно игравший Джейсона Кейн Ходдер. Из «У холмов есть глаза» (1977) в фильм пришла Ди Уоллес, а заодно и исполнитель роли мутанта Майкл Берриман. Женский состав дополняет Барбара Крэмптон, вокруг которой вертелись смертельные страсти в «Реаниматоре» (1985). Из дилогии Роба Зомби «Дом 1000 трупов» (2003) и «Изгнанные дьяволом» (2005) в фильме заняты два главных злодея — Сид Хэйг и Билл Моусли. Наконец, задействована и Фелисса Роуз, увидев игру которой в «Спящем лагере» (1983), вы точно не сможете ее забыть. Кстати, последнюю Смит задействовал вместе с Ди Уоллес еще в своих «Убийцах зомби».
Что ожидать от такого насыщенного каста — непонятно. По крайней мере, фанатский восторг при каждом первом появлении известных актеров на большом экране, и это уже немало. Если же к этому добавится еще и крепкий сценарий, то культовый статус фильму гарантирован.
Мы уже показывали трейлер и постер «Дома смерти». К настоящему моменту трейлер на YouTube набрал больше миллиона просмотров, теперь ждем, когда создатели опубликуют дату релиза.
FASHIONISTA
(реж. Саймон Рамли)
Дата релиза неизвестна
Саймон Рамли — это один из самых интересных (если не самый интересный) режиссеров, работающих в социальном хорроре на полном серьезе — без остраняющих ухмылок и натужного эстетства. Как ему это удается, можно посмотреть, например, в фильме «Красный, Белый и Синий» (2010), главную женскую роль в котором отлично исполнила Аманда Фуллер. Рамли редко заступает за рамки психологизированного реализма. То же ускорение движения под хаотичную музыку в «Живых и мертвых» (2006) — это субъективное изображение психоза главного персонажа. После редкой вылазки в поджанр мистического хоррора («Последнее слово Джонни Фрэнка Гэррета», 2016) режиссер сразу возвращается к психотриллеру, заодно снова пригласив на главную роль Фуллер. Она играет молодую жену, которая на пару с супругом держит магазин винтажной одежды в Остине, штат Техас. В отличие от бизнеса, дела на личном фронте оказываются неладны, муж изменяет, и тогда героиня Фуллер решает ответить тем же. В итоге она заводит стильно одевающегося любовника, с которым они все глубже вовлекаются в фетишистские и садомазохистские практики. Постепенно девушка полностью сходит с ума, а насилие становится все более реальным.
Рамли показал свой фильм Fashionista на Фантастическом фестивале в том же Остине, но пока неизвестно, когда кино выйдет в прокат или, что более вероятно, на VOD.
«ИГРА ДЖЕРАЛЬДА» / GERALD’S GAME
(реж. Майк Флэнеган)
Дата релиза неизвестна
В последнее время кинематографисты не забывают о Стивене Кинге. Тут вам и адаптация «Темной башни», отложенная до середины года, и новое «Оно», и еще одна версия «Тумана» от канала Spike TV, и даже мысли Джейсона Блума по поводу экранизации повести «Метод дыхания» в виде сериала. Все это может быть разного качества, но больше всего я уверен именно в проекте Майка Флэнегана «Игра Джеральда». Этот плодовитый режиссер уже не единожды демонстрировал свою хорошую техническую подготовку: за что бы ни брался Флэнеган, будь то психологическая сказка, home-invasion-хоррор или даже реанимация скучной мистической франшизы, со всем он справлялся хорошо. Мрачную историю Кинга о женщине, чей муж умер во время эротической игры, оставив ее прикованной наручниками к кровати в отдаленном доме, режиссер снял для Netflix. Этот канал вообще последнее время радует сильными продуктами. Сам Флэнеган тем временем решил совсем уйти в отрыв и снять фильм о роботах, защищающих девочку от зомби во время апокалипсиса. Его, конечно, тоже следует ждать, но сначала — фетишистская психологическая «Игра Джеральда».
«ЕРЕТИКИ» / HERETIKS
(реж. Пол Хайет)
Дата релиза неизвестна
В послужном списке Пола Хайета две режиссерские работы. «Дом терпимости» (2012) — это мрачный реалистический жесткач, сеттинг которого располагается на Балканах недавнего военного времени. Солдатня развлекается тем, что ходит в бордель, где специально для нее держат пленных девушек, которым перед каждым сеансом еще и дополнительно внутривенно вводят наркоту. За всем эти наблюдает немая девочка Энджел (отмеченная за эту роль несколькими наградами англичанка Рози Дэй). Однажды она не выдерживает и начинает по одному убивать опьяненных всевластием военных. Фильм плодотворно катался по фестивалям, включая FrightFest, Ситжес и Screamfest LA. Следующей режиссерской работой Хайета стал «Вой» (2015) — хоррор об оборотнях, атакующих застрявший на путях поезд (мы упоминали о нем в нашем топе, посвященном железной дороге). Кстати, Дэй и тут сыграла яркую роль, пусть на этот раз и на втором плане. Хоть и более стандартный, чем предыдущий, фильм все же оказался крепким жанровым продуктом, заставляющим ждать дальнейших успехов от его создателя. Ко всему прочему, Хайет долгое время занимался гримом и в этом качестве ответственен за клаустрофобный «Спуск» (2005).
«Еретики», к съемкам которых Хайет приступил еще в конце 2015-го, должны бы уже выйти на экраны в текущем году. Фильм расскажет историю из Британии XVII века, а главное зло будет таиться в женском монастыре. Все намекает на то, что нас ждет стильный nunsploitation — редкий поджанр, добавляющий в хоррор нотки специфического фетишизма. В ожидании новинки от Хайета Movie Pilot даже опубликовали отличный список из десяти фильмов о злых монашках. Ах да, кстати, в «Еретиках» будет снова играть Дэй, и это тоже очень хорошо.