Монстры других миров: Хоррор-гид по кинофестивалю в Торонто
Три года назад Колин Геддеш, основатель одной из самых популярных программ кинофестиваля в Торонто (TIFF) — Midnight Madness, уступил пост куратора Питеру Капловски. Программа, конечно, не могла не измениться: ММ начала делать упор не столько на чистый хоррор, сколько на разнообразие подходов к жанру, эффектные дебюты, социальную подоплеку, широту географии, ну и на безумие, конечно. При этом привычные ужасы и триллеры все еще представлены на фестивале: в самых неожиданных программах 46-го TIFF можно было обнаружить кино про морских чудищ или убийственную черную жижу.
Социально-политические хорроры
Мidnight Madness – 2019 открылась социальным зомби-хоррором Blood Quantum. Вторая картина Джеффа Барнеби оказалась вещью классической (давно понятно, что нет более наглядного образа для осмысления социальной проблематики, чем зомби), но фильм предложил и несколько свежих идей. Единственными людьми, у которых посреди очередного зомби-апокалипсиса обнаружился иммунитет к вирусу, становятся коренные канадцы из небольшой индейской резервации на севере Квебека. Этническое меньшинство оказывается в позиции силы, но не все из героев способны нести ее бремя и вести себя ответственно. Та же проблема одолевает и авторов: кино изначально берет бодрый темп, но постепенно скисает. Тут достаточно кровавости, чтобы порадовать ценителей gore, но в резвости и зубастости работа Барнеби заметно уступает другому канадскому зомби-хоррору двухгодичной давности — фильму Робина Обера «Голодные Z».
![Blood Quantum 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/Blood-Quantum.jpg)
Кадр из фильма Blood Quantum
Еще одна канадская работа в ММ — сюрреалистическая комедия специалиста по гонзо-байопикам Мэттью Рэнкина. «Двадцатый век» (The Twentieth Century) — это удивительное зрелище в духе другого канадского классика Гая Мэддина, но более дружелюбное к зрителю. По сюжету к власти приходит бывший премьер-министр Канады Уильям Лайон Макензи Кинг — его играет отличный Дэн Бирн, уже погружавшийся в сюрреалистические обстоятельства во втором сезоне «Фарго», но главную роль сыгравший впервые. Фильм требует хотя бы минимальных знаний специфики Канады (рефреном тут проходит шутка о национальном девизе державы — разочаровании). Но в то же время это смешное и приятно безумное кино — одним из центральных образов здесь выступает, например, эякуляция кактуса.
![Двадцатый век 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/the20thcentury.jpg)
Кадр из фильма «Двадцатый век»
Главный социально-заряженный хит программы — антиутопия «Платформа» (The Platform) Гальдера Гастелу-Уррутии, выигравшая зрительское голосование. Действие происходит в тюрьме, организованной по принципу вертикального нагромождения камер. Каждый день заключенным спускают еду сверху: она достается лишь верхним этажам, а нижним приходят объедки — и это в лучшем случае. В отличие от большинства заключенных, главный герой добровольно сел сюда на пару месяцев, чтобы наконец-то дочитать «Дон Кихота». Его сосед по камере сидит за убийство мигранта, постоянно зол и сыплет недобрыми премудростями. Фильм Гастелу-Уррутии — мрачная антикапиталистическая сатира, главное оружие которой (доказательством этому служит приз зрительских симпатий) и главная же ее проблема — максимальная доступность посыла. «Платформа» — это идеальное кино для зрителей, предпочитающих, чтобы социальные метафоры подавались в прямом смысле на блюдечке, и немного разочаровывающее для тех, кто хотел бы еще чего-то на десерт.
![Платформа 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/theplatform.jpg)
Кадр из фильма «Платформа»
Читайте также:
Netflix покажет один из свежих фестивальных хоррор-хитов
В других программах TIFF-2019 также было необычно много для любителей жанра (включая «Маяк» и «Бакурау», про которые уже и так все всё поняли). Одна из таких работ — турецкая «Антенна» (The Antenna), досадным образом оказавшаяся не в Midnight Madness, а в программе Discovery. Зрители MM и зрители Discovery — это разная публика: последние в основном ходят за драмами из неблагополучных регионов, так что от хоррор-антиутопии про убийственную черную жижу они остались в лучшем случае в недоумении.
Фильм Орчана Бехрама — дебют, который он написал, поставил и спродюсировал. Эта работа надолго застревает в памяти, а в некоторые моменты по-настоящему пугает. Черная жижа символизирует государственную пропаганду, которая транслируется через антенну на крыше депрессивной панельной высотки. Бехрам демонстрирует калейдоскоп узнаваемых типажей, существующих в узнаваемой реальности. Это немного Кафка, немного Линч с Кроненбергом (второго скорее даже много). Как и многие амбициозные дебюты, кино в какой-то момент теряет нить повествования в пользу запоминающихся кошмарных образов, но ни на секунду не перестает быть дьявольски эффектным.
![Антенна 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/antenna.jpg)
Кадр из фильма «Антенна»
Традиционные мистические хорроры
Полнометражный дебют Кита Томаса The Vigil представляет в ММ традиционные мистические хорроры. Яков (Дэйв Дэвис, для которого это тоже дебют в главной роли) ушел из ортодоксальных евреев из-за личной трагедии и посещает кружок по социальной адаптации. Однажды он соглашается подработать за четыреста баксов: Якову нужно несколько часов ритуально посидеть над телом умершего члена общины, пока за ним не приедут из похоронного бюро. Яков уже приготовился скучать, переписываться со знакомой и гуглить «как разговаривать с девушками», но тут со второго этажа раздаются неопределенные звуки, на телефон приходят странные послания, а тело под простыней, кажется, начинает двигаться.
Хоррор в The Vigil сделан отменно — в духе «Заклятия», хоть это и более компактная и скромная работа. Томас (он еще и автор сценария) любопытно подходит к теме восприятия паранормального современным человеком — еще и сознательно разорвавшим связь с религией. Столкнувшись с мистическим, Яков первым делом звонит своему психиатру и просит новые таблетки. Его эмоции в ситуации, к которой герой максимально не готов, выглядят даже интересней, чем поход на второй этаж.
![The Vigil 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/The-Vigil.jpg)
Кадр из фильма The Vigil
Пару картине Томаса по теме кризиса веры составляет еще один дебютный фильм — «Святая Мод» (Saint Maud) британки Роуз Гласс. Титульная Мод (Морфидд Кларк, сестра главной героини из недавнего «Капкана», прекрасная совершенно) устраивается сиделкой к неизлечимо больной Аманде (Дженнифер Эль, известная по роли Элизабет в экранизации «Гордости и предубеждения», тоже роскошная). После таинственной трагедии на старой работе Мод обрела веру в Бога, поэтому теперь с пугающим рвением неофита бросается спасать душу Аманды — танцовщицы, бисексуалки, почти всегда пьяной матерщинницы (то есть хорошего человека). «Святая Мод» — это слоубёрнер, но организован фильм сложнее, чем иные картины этого формата. Нагнетаемый психологический ужас в какой-то момент перетекает в телесный, но при этом очевидно, что метафизика занимает постановщицу больше, чем физика. От дебюта Гласс трудно получить простую зрительскую радость, но при определенном усилии можно испытать большое эстетическое удовольствие. Мод бы одобрила.
![Святая Мод 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/saintmaud.jpg)
Кадр из фильма «Святая Мод»
Еще одна работа, устроенная чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд, — выписанный из «Слэмдэнса» хит Эндрю Пэттерсона The Vast of Night. С самого начала кино кажется серией «Сумеречной зоны»: все начинается с узнаваемого вступления — сегодня в нашей программе такая-то история. Школьница-телефонистка слышит странный сигнал и рекрутирует на помощь ведущего местной радиостанции, который легко ввязывается в авантюры, повторяя: That’s good radio. До этого перед зрителем разворачивается примерно часовая интерлюдия про двоих, гуляющих по пустому ночному городу (все ушли на баскетбольный матч). Двигатель фильма Пэттерсона — это, с одной стороны, общечеловеческая химия между двумя главными героями, а с другой — кинематографическая органика истории: камера кружит по ночному городу, все звуки сливаются в темноте. Симптоматично, что на «Слэмдэнсе» фильм выиграл приз зрительских симпатий, в Торонто — почти выиграл, уступив первое место «Платформе».
![The Vast of Night 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/The-Vast-of-Night.jpg)
Кадр из фильма The Vast of Night
По традиции достойно в жанровом смысле выступили кинематографисты из Азии. Особенно запоминаются две работы. Первая — приехавшая из Лаоса история с привидениями под названием «Долгая прогулка» (The Long Walk, режиссер Мэтти До). Фильм рассказывает про мужчину, умеющего общаться с мертвыми и использующего свой дар для того, чтобы исправить собственное прошлое.
Читайте также:
Мини-рецензия на предыдущий фильм Мэтти До «Дорогая сестра»
Другой сильный азиатский фильм — корейский драматический триллер Bring Me Home (режиссер Ким Сон-ву, работавший на съемках «Тайного сияния», 2007). Это кино о женщине, которая ищет пропавшего шесть лет назад сына. Приезжая в рыболовецкую деревушку, она обнаруживает, что люди отвратительны. Причем не только в этой деревне, а вообще.
Африка и Азия: Хорроры на грани фола
За расширение географии и культурных границ в Midnight Madness отвечают комедийный экшн «Безумный мир» (Crazy World) Айзека Набваны из Уганды и супергеройский фильм «Гундала» (Gundala) Джоко Анвара из Индонезии. Оба оправдывают примерно все связанные с ними ожидания.
![Безумный мир 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/AniMulalu.jpg)
Кадр из фильма «Безумный мир»
Закрывавший программу «Безумный мир» длится шестьдесят минут — и это час большой зрительской радости. К свежему выпускнику Вакаливуда с фильмом про маленьких кунгфуистов, которые спасаются от самых неудачливых похитителей в истории, абсолютно бесполезно пытаться отнестись критически. Это громкий, глупый и веселый фильм, не столько самостоятельное кино, сколько оммаж всему, что нравится его авторам.
Читайте также:
Мини-рецензия на предыдущий фильм Айзека Набваны «Плохой черный»
Примерно в эту же категорию попадает и работа «Гундала», входящая в BumiLangit Cinematic Universe, тягающуюся с Marvel за сердца и кошельки индонезийских посетителей кинотеатров (по словам режиссера — не то чтобы безуспешно). «Гундала» — это история от момента, когда в маленького героя ударила молния, до его первого настоящего триумфа над злом. Здесь тоже много веселья и глупостей: в какой-то момент сюжет начинает крутиться вокруг того, что супостаты отравили рис и теперь у всех беременных женщин могут родиться аморальные дети. В душе же кино Анвара остается фильмом про единоборства, и эта составляющая отрабатывается на полную — драки отличные, кости хрустят. Анвар — довольно знатный хоррормейкер, поэтому как бы далек ни был его новый фильм от ужасов, здесь все же есть одна из самых эффектных и пугающих сцен детского бунта со времен «Хребта дьявола» дель Торо.
![Гундала 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/gundala.jpg)
Кадр из фильма «Гундала»
Преемственность и традиции в Midnight Madness в этом году представили два режиссера, для которых эпитет «традиционный» — не самый привычный. Такаси Миике, впрочем, сам виноват — он привез на фестиваль свой 103-й по счету в фильм, поэтому немудрено, что его давний фанат Капловски представляет японца как классика. «Первая любовь» (First Love), премьера которой состоялась в Каннах, просто создана для Midnight Madness — это кино воплощает все идеалы и ценности программы. Это история боксера, впрягающегося за незнакомую эскортницу, которую преследует галлюцинация отца в трусах, половина якудза, китайская гангстерская группировка и полиция. Сделано все по меркам экстремальщика Миике довольно нежно, но с драками, отрубанием голов, втиранием в раны героина, танцующими видениями, эпической разборкой в супермаркете и фразой на века: «Просто верь в силу японского автопрома».
![Первая любовь 2019 - Такаси Миике](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/first-love.jpeg)
Кадр из фильма «Первая любовь»
Приветы из девяностых
Ричард Стэнли — еще один классик, который, правда, не снимал игровых фильмов 27 лет. Он ушел из большого кино после одиозного увольнения с экранизации «Острова доктора Моро» и вот теперь вернулся с адаптацией прозы еще одного своего любимца — Говарда Филлипса Лавкрафта. «Цвет из иных миров» (Color Out of Space) получился неоднозначным. С одной стороны, это авторский фильм, очень в духе Стэнли. В лучшие моменты режиссер если и не нагоняет жути, то ухитряется создать дискомфортную атмосферу, не вынуждающую зрителя отводить взгляд от отдельных сцен. С другой стороны, сильно заметно, что на бумаге история выглядит эффектнее и что, помимо Стэнли, «Цвет из иных миров» — это еще и фильм Николаса Кейджа. Режиссер использует его не столько как артиста, сколько как ходячий аттракцион (актер это, кажется, понимает и на Q&A после премьеры решил, например, спеть). Николас Кейдж готовит обед. Николас Кейдж пытается заняться сексом с женой. Николас Кейдж дает интервью. Николас Кейдж кричит fuck. Также у Николаса Кейджа есть альпаки, и это довольно важный момент, поскольку раз в десять-пятнадцать минут Николас Кейдж обязательно употребляет слово «альпака», и всем очень смешно. По-настоящему испугаться тут, наверное, все-таки мешает старомодный стиль Стэнли: режиссер снимает так, будто с 1992 года в жанре ничего не произошло. Но придираться, учитывая сложную биографию постановщика, не хочется. Альпака, альпака, альпака.
![Цвет из иных миров 2019 - Ричард Стэнли, Николас Кейдж](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/color-out-of-space.jpg)
Кадр из фильма «Цвет из иных миров»
Еще одна работа, серьезно заигрывающая с жанром ужасов, — ирландская «Морская лихорадка» (Sea Fever) Нисы Хардиман (ранее постановщица работала в основном на телевидении). Фильм идет компактные 89 минут и впечатляет своей старомодностью — ничего такого не снимали с девяностых. Впрочем, есть нюансы.
Шиван (Гермиона Корфилд из «Ржавого ручья», 2018), изучающий поведенческие паттерны биолог, отправляется с научной миссией в рейс рыболовецкого судна. Капитаном там работает Дагрей Скотт, а его жена и истинный лидер — Конни Нильсен. Судно заплывает не туда, и его атакует неизвестное морское существо. Все обходится без серьезных последствий, но рядом обнаруживается другое дрейфующее судно с мертвецами, у некоторых из которых нет глаз. Дальше кино начинает напоминать «Левиафана» (который Джорджа Косматоса, а не Андрея Звягинцева), но в более меланхоличном варианте, если не считать первой вспышки насилия. К известной реальной истории здесь приставлен очевидный подтекст: человечеству было бы неплохо оставить природу в покое. Этот месседж подчеркнут тем, что фарфорово-трогательная героиня-биолог выступает в амплуа андроида Эша из «Чужих» — то есть сочувствует некстати потревоженному морскому чудищу.
![Морская лихорадка 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/seafever.jpg)
Кадр из фильма «Морская лихорадка»
Фильмы-разочарования
Самое сильное разочарование фестиваля — «Смола» (Resin) датчанина Дэниела Боргмана (по сценарию автора нуара «Мистериум. Журнал 64», 2018). История многообещающе выглядела не бумаге и в трейлере, но на деле оказалась фильмом, с которого прозорливые киножурналисты начинают выходить на пятнадцатой минуте, не сомневаясь, чем все закончится.
В «Смоле» все понятно с самого начала: родители девочки, давно живущие отшельниками на природе, очевидно нездоровы, но никаких объяснений дальше нет. Радостей в фильме мало: девочку играет перспективная дебютантка Вивелилл Сёгард Хольм, также появляется Софи Гробёль в 100-килограммовом гриме — на этом всё. Отборщики программы Contemporary World Cinema зачем-то пытаются выдать картину за параноидальный триллер и даже хоррор, но элементов жанра здесь нет и в помине. На деле «Смола» — это медитативное кино, в котором раздражающе много закадрового бубнежа про природу, периодически показывают разделанную тушку зайца и червей, а триллер сводится к тому, что владелица бара, к которой повадилась пробираться по ночам девочка, задумчиво качает головой, обнаружив пропажу очередной буханки хлеба. Боргман, судя по новостям, собирается дальше снимать триллеры. Ему явно есть куда расти.
![Смола 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/resin_2019.jpg)
Кадр из фильма «Смола»
«Гигант» (The Giant) Дэвида Рабоя — еще одна ожидаемая работа, оказавшаяся невыносимой. В отличие от «Смолы», это кино, которое большинство даже раздраженных зрителей досматривают до конца в надежде, что происходящее обретет внятную внутреннюю логику. Но Рабой явно не заинтересован в том, чтобы быть логичным и понятным. Режиссер превратил свою короткометражку 2012 года в полный метр, выступив одновременно постановщиком, монтажером и сценаристом — и обязанности последнего очевидно занимали его меньше всего. Формально сюжет вращается вокруг старшеклассницы (Одесса Янг) из провинциального южного городка, которая сходит с ума на фоне убийств юных блондинок и возвращения таинственного бывшего, совпавшего с началом этих убийств. Снят «Гигант» очень красиво на пленку 35 мм: оператор Эрик Юэ выдает блистательные виражи с выразительными крупными планами и следящей камерой. Темнота и всполохи света, эффектная атмосфера удушливого Юга и наэлектризованное напряжение в воздухе, которое неминуемо разрядится грозой. К сожалению, все это не работает в отсутствие хоть сколько-нибудь внятной драматургии. В «Гиганте» намешано с десяток разных тем, включая тяготы взросления и непроработанные травмы, но ни одна не отыграна полностью. Более того, Рабой, кажется, убежден, что если все время что-то недоговаривать и нагонять темноты (в операторском смысле — довольно буквально), то это сюрреализм, визионерство и Дэвид Линч. Но нет — это необходимость найти профессионального сценариста.
![Гигант](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/the-giant-2019.jpg)
Кадр из фильма «Гигант»
Неожиданные удачи
Сильно разнится с фильмом Рабоя, например, картина двух других американских дебютанток Бриджит Сэвэдж Коул и Даниэль Круди — Blow the Man Down. Действие здесь тоже происходит в американской провинции — рыболовецкой деревушке в штате Мэн, где все друг друга знают и все друг за другом следят, поэтому попытки главных героинь-сестер скрыть следы совершенного поневоле убийства сильно осложняются. Фильм Коул и Круди изящно балансирует на грани триллера и черной комедии («Как эффективно засунуть труп в сундук? Неужели придется отрубать ему руки?») В сюжете фигурирует трио женсовета, все время пытающееся накормить кого-нибудь пирогом и напоить чаем, но на самом деле управляющее порядком в деревне. Также появляется грандиозная Марго Мартиндейл в роли хозяйки борделя — королева ролей второго плана здесь ухитряется воплощать угрозу, совершая минимум телодвижений: в одной особенно запоминающейся сцене она просто лежит на кровати.
![Blow the Man Down 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/Blow-the-Man-Down.jpg)
Кадр из фильма Blow the Man Down
Еще одна неожиданная удача программы Contemporary World Cinema — гватемальский триллер La Llorona. Фильм предлагает нетрадиционный взгляд на известную латиноамериканскую легенду о Плачущей — беспокойном духе женщины, убившей своих детей. Режиссер Хайро Бустаманте уже обращался к теме угнетения индийского народа какчикель (его фильм «Вулкан Ишканул» получил в 2015 году премию Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале), и его новый фильм говорит о том же. В центре сюжета — отставной генерал Монтеверде, которого судят за геноцид во времена гражданской войны в Гватемале. Сначала его осуждают, но вскоре оправдывают и отправляют домой. За стенами виллы генерала беснуются протестующие, слуги разбегаются (кроме верной домоправительницы), а страдающий старческим слабоумием Монтеверде начинает слышать по ночам женский плач и бегать по дому в пижаме и с пистолетом в руках. Жанровая составляющая, для которой тут, понятное дело, большой потенциал, раскрывается не полностью, но этого и не нужно. В La Llorona хватает запоминающихся образов, и то, что большая часть действия происходит под постоянный и обладающий почти гипнотическим воздействием речитатив демонстрантов, придает фильму эффектности. Кроме того, в картине любопытно отыгрывается актуальная тема — реакция близких генералу женщин на обвинения в его адрес. Монтеверде окружают практически одни женщины, поначалу озвучивающие привычную риторику «да он ни за что и никогда, какие изнасилования, да они же проститутки, они всё сами». Постепенно позиции героинь — а фильм сосредоточен как раз на женщинах — трансформируются: героини замечают, как преступления их мужа и отца, словно заразная болезнь, разъедают их тела, души и жизни.
![La Llorona 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/La-Llorona.jpg)
Кадр из фильма La Llorona
Тема прошлого, которое отказывается отпускать, — одна из магистральных на нынешнем фестивале. Она затронута в еще одной латиноамериканской работе — несколько неуклюжем чилийском триллере «Паук» (Spider, режиссер Андрес Вуд). По сюжету внезапное «воскрешение» старого компадре по радикальному движению 1970-х, которое привело к свержению президента-демократа Альенде, грозит разрушить налаженную жизнь героини и ее мужа. Но настоящий маленький шедевр на тему тайн прошлого — канадский неонуар «Клифтон Хилл» (Clifton Hill) Альберта Шина (программа Special Presentations).
![Клифтон Хилл 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/clifton_hill.jpg)
Кадр из фильма «Клифтон Хилл»
После смерти матери Эбби (чудесная Таппенс Мидлтон из «Восьмого чувства») возвращается в родной город на Ниагаре. Она уверена, что на семейной рыбалке много лет назад стала свидетельницей похищения. Эбби не верит никто — и ввиду некоторых особенностей девушки, кажется, не без причины. Поддержку она неожиданно находит в лице Дэвида Кроненберга, играющего местного конспиролога и ведущего подкаста, который тоже уверен, что преступление было. У него даже есть подозреваемый, и иную версию правды конспиролог принять не готов. За кадром звучит джаз, неоновые огни провинциальной ярмарки прорезают тьму, и странный крестовый поход Эбби за правдой, которая, кажется, никому не нужна, превращается в поиск какой-то личной опоры, практически в поиск смысла жизни.
Долгожданные хэдлайнеры
Одна из самых ожидаемых жанровых премьер на фестивале — новая работа независимых самородков Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, авторов «Ломки», «Весны» и «Паранормального». Фильм Synchronic (так тут называется новый синтетический наркотик) получил в основном положительные отзывы, но есть ощущение, что лишь за былые заслуги режиссеров или авансом. В фильме заняты звезды Энтони Маки и Джейми Дорнан, которые играют друзей-парамедиков, сталкивающихся с серией вроде бы друг с другом не связанных, но одинаково странных смертей. Когда становится понятно, что объединяет все эти случаи титульный наркотик, один из героев сам начинает от него страдать. Совмещая элементы драмы, триллера и фантастики, фильм базируется на хай-концепте, но развивает и побочные сюжеты: у героя Дорнана проблемы в семье, у Маки — со здоровьем; они часто обсуждают экзистенциальные темы, а также расизм. Полтора часа хронометража трещат под тяжестью идей, которыми разбрасывается талантливый дуэт. Местами фильм увлекает, но при этом ему не хватает ни дыхания, ни разгона, чтобы по-настоящему заставить зрителя переживать, как это было в финале «Паранормального». По-хорошему, Synchronic лучше бы смотрелся в формате мини-сериала.
![Synchronic 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/Synchronic.jpg)
Кадр из фильма Synchronic
Читайте также:
Новый триллер режиссеров «Весны» и «Паранормального» выйдет в российский прокат
«Пушки Акимбо» (Guns Akimbo) с Дэниелом Рэдклиффом от Джейсона Ли Хаудена (известного по фильму «Смертельный оргазм», 2015) оказался не триллером, а симпатичным комедийным экшном. Симпатию, впрочем, фильм зарабатывает не сразу — поначалу это кино, которое делает все, чтобы быть невыносимым. Оно открывается издевательским моралите про культуру лайков и твиттер: Рэдклифф закадровым голосом много и несмешно шутит про то, какой он, дитя этой культуры, страшный неудачник. Затем все самые ужасные «пост-» и «мета-» сыплются с экрана так, что начинает казаться, что «Пушки Акимбо» — это буквальная иллюстрация понятия «троллинг». Но вскоре приходит человек с эффектными татуировками на лице и запихивает персонажа Рэдклиффа в вариацию Mortal Kombat. Далее следует вдохновенный трип c кровью, взрывами, перестрелками, оторванными пальцами и Самарой Уивинг в роли чемпионки игры, непобедимой и абсолютно безумной девушки с автоматом.
![Пушки Акимбо 2019](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/guns-akimbo.jpg)
Кадр из фильма «Пушки Акимбо»
Как и британская «Святая Мод» и ряд других работ на TIFF, фильм Джейсона Ли Хаудена затрагивает тему социального неприятия аутсайдеров и его последствий. Но апофеоз этой темы явил «Джокер» Тодда Филлипса. Свежий обладатель главного приза Венецианского фестиваля, о котором будут еще долго говорить и за который Хоакину Фениксу с большой долей вероятности дадут «Оскар».
Уже понятно, что «Джокер» — кино спорное. Половина зрителей будет в восторге от Феникса, техничности зрелища и животрепещущей темы. Другая половина — едва ли. При всех достоинствах картины у Филлипса нет ни одной оригинальной мысли или свежего решения. Очень много цитат из Нового Голливуда и особенно Скорсезе, а чтобы подчеркнуть, что это «высокий» кинематограф, а не плагиат, на роль кумира Феникса выписан Роберт де Ниро. Но главная проблема здесь в том, что форма «Джокера» абсолютно не сочетается с его содержанием. Формально картина Филлипса выступает на стороне угнетенных, но, приглашая сочувствовать перманентно унижаемому герою, режиссер неприкрыто им восторгается. Финальная трансформация неудачливого и нездорового стендап-комика в будущую немезиду Бэтмена просматривается с самого начала. Филлипс любуется Фениксом в этой роли, но, учитывая посыл, еще более неприятно, что он любуется собой. В каждой сцене режиссер как будто вписывает себя в вечность и, кажется, не столько отдает дань уважения Скорсезе, сколько панибратски хлопает по плечу. При этом сложно отделаться от ощущения, что, хоть формально тут все пропитано семидесятыми, этот Джокер — максимально характерный продукт современности. И если бы сюда каким-то образом заглянул Трэвис Бикл, этим двоим персонажам не о чем было бы говорить.
![Джокер 2019 - Хоакин Феникс](http://russorosso.ru/wp-content/uploads/2019/09/joker-2019.jpg)
Кадр из фильма «Джокер»
Читайте также:
Google Maps вас не спасет: Хорроры кинофестиваля в Торонто (2017)