«Крик»: В Вудсборо тебя услышат все

В прокат выходит новая – пятая по счету – часть легендарной франшизы, когда-то определившей облик хоррор-мейнстрима 1990-х и 2000-х. О том, каким получился «Крик» без Уэса Крэйвена, рассказывает Дмитрий Соколов.


«Крик» / Scream (2022)

Режиссеры: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
Сценаристы: Джеймс Вандербилт, Гай Бусик, Кевин Уильямсон
Оператор: Бретт Юткевич
Продюсеры: Уильям Шерак, Джеймс Вандербилт и др.


В калифорнийском Вудсборо снова неспокойно: после многих лет затишья в городке вновь объявился маньяк, охотящийся на тинейджеров. Саманта Карпентер возвращается в Вудсборо, когда узнает, что ее сестра Тара чудом выжила после нападения убийцы. Маньяк ведет новую – и очень хитроумную — игру, так что без помощи ветеранов выживания не обойтись. Сестры обращаются за помощью к бывшему шерифу Дьюи Райли, но вопрос в том, сможет ли помочь старая гвардия там, где привычные шаблоны намеренно нарушаются? Ведь все теперь хотят не просто продолжений, а нового подхода, отменяющего прежние шаблоны.

Четвертая часть «Крика» стала для Крэйвена последним фильмом: режиссер скончался в 2015-м, его смерть сорвала планы по обновлению франшизы на долгие годы. Пятый фильм в итоге стал проектом режиссеров Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллета («Я иду искать»), к которым присоединились их давние коллеги-сценаристы Джеймс Вандербилт и Гай Бусик. Главное, что удалось этой команде – сохранить крэйвеновское наследие. Новый «Крик» логически развивает многие темы, намеченные в четвертой (и отчасти первой) частях, при этом оставаясь (само)ироничным мета-слэшером.

Ключевая особенность пятой части заключена в том, что сюжет теперь построен на обыгрывании того влияния, которое сама франшиза оказала на хоррор и поп-культуру вообще. Именно здесь лучше всего видны нити, соединяющие новый «Крик» с предыдущими частями. Например, в четвертой части Крэйвен сатирически обыгрывал тенденции хоррора 2000-х, порожденные успехом своей же франшизы – авторы пятого фильма делают ровно то же самое, но на материале фильмов 2010-х. Отсюда постоянные разговоры о «возвышенном хорроре» и разнице между ремейком и ребутом. Все эти диалоги выполнены если не блестяще, то достаточно живо и остроумно, чтобы поддерживать постоянный интерес, а также служить мостиком между старыми и новыми поколениями героев.

При этом «Крик» не превращается в пародийный аттракцион, набитый фансервисом. Да, без него здесь не обойдется, но режиссеры помнят о том, что главный компонент любого хорошего слэшера – убийства. И оформлены они в лучших традициях франшизы, причем теперь едва ли не каждая смерть так или иначе увязана с хорошо известным клише из «правил выживания». Помимо этого, в фильме разбросаны и более мелкие отсылки к классике (включая сцену в душе из «Психо»), а парочка персонажей названа с оглядкой на культовых режиссеров. Особо примечательно, что сцены расправ сняты без раздражающих рейтинговых ограничений, с обилием крови и смачными ударами ножом.

Единственное, что слегка портит впечатление – откровенно блеклые персонажи и слабо прописанные отношения между ними. Особенно этот контраст бросается в глаза при появлении в кадре ветеранов франшизы вроде Кортни Кокс или Нив Кэмпбелл, которые по части актерской игры легко задвигают на второй план любых новичков. Из общей массы в новой компании жертв хоть как-то выделяются даже не две сестры (формально – главные героини), а девушка-киноманка, увлеченно разъясняющая различия между ребутом и приквелом. Саспенс тоже зачастую оказывается мимолетным, поскольку упор сделан на различные отсылки и способы обмануть аудиторию – что по большей части работает, но лишает фильм атмосферы, присущей первой части, сближая скорее с поздними сиквелами.

Но недостаток ярких персонажей и слабый саспенс с лихвой компенсируются динамикой и юмором. Да, новый «Крик» вряд ли кого-то напугает – но это не баг, а фича: франшиза всегда славилась самоиронией, и здесь ее больше, чем в любой другой части. Даже вычислять «кто убийца» зачастую не так интересно, как гадать, кого убьют следующим (а трупов будет немало). В этом смысле «Крик» остается сколь угодно ироничным и самосознательным, но все же слэшером. И слэшером весьма достойным.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Александр

    Я после третьего Крика остановил для себя просмотр франшизы. Однако заинтересовали рецензией.

WordPress: 39MB | MySQL:113 | 1,073sec