АНРИЭЛТОРСКОЕ АГЕНСТВО ДЖЕБЕДАЙИ КРОУНА: «АБАТУАР. ЛАБИРИНТ СТРАХА»
Послезавтра компания «Экспонента» выпускает в прокат новый фильм Даррена Линна Боусмана — человека, поставившего, помимо прочего, три части «Пилы». RussoRosso постарался не заплутать в лабиринтах зловещего дома и вынести трезвую оценку решениям американского режиссера.
Джулия работает журналисткой и старательно сочиняет статьи о недвижимости, в то время как ее амбиции и авторский стиль тяготеют к криминальным сводкам. К расследованию тяжкого преступления девушку подводит сама судьба: некто убил ее сестру, зятя и племянника, а через неделю комната, где произошла трагедия, исчезла, словно кто-то просто вырезал ее. И, хотя убийца сидит за решеткой, вопрос «почему?» все еще разгуливает на свободе. В ходе расследования Джулия обнаруживает, что дом ее сестры далеко не первое здание, из которого пропало место преступления, а все ниточки так или иначе ведут к одному имени — Джебедайя Кроун…
Даррен Линн Боусман — большой специалист по созданию кинематографических аттракционов. Многие, большинство, все (нужное подчеркнуть в зависимости от личного мнения, вероисповедания и голосов в голове) его фильмы представляют собой карусель, визуальную комнату страха. Вы покупаете билет и точно знаете, что получите: несколько локаций, пластиковые скелеты, загримированные люди, пугающие вас резким подскакиванием с места и распростертыми объятиями. Вы помните, как боялись комнаты страха в детстве, но сейчас вас это просто забавляет. Здоровый смех, помноженный на чувство ностальгии, дарит вам заряд хорошего настроения уже на первой ступеньке, ведущей к выходу из аттракциона. «Абатуар. Лабиринт страха» не исключение. По многим причинам.
Abattoir в переводе с языка Симоны Вейль означает «резня». И пусть вас не обманывает рейтинг R: он тут оказался в основном из-за нескольких fuck’ов. Поэтому рассчитывать на натуралистичный gore а-ля Иттенбах не стоит: ждать вам придется до второго пришествия. Но это не проблема: в конце концов, Боусман — это не только torture porn, но и мистические сентенции, иногда даже по две в год. «Абатуар» больше мистический детективный триллер, нежели хоррор.
Режиссер обмолвился о своем желании создать целую микровселенную, а не просто фильм, и это заметно. События на экране стремительно развиваются, в каждой сцене что-то происходит, диалоги нужны лишь затем, чтобы перенести персонажей в другую локацию — и вся эта движуха не оставляет фильму пространства для саспенса. Но самый главный враг картины — это трейлер: две минуты ролика ПОЛНОСТЬЮ рассказывают весь сюжет. Хорошо хоть, концовку не тронули, и на том спасибо. Если бы Джебедайя Кроун и его лабиринт остались за скобками, впечатления при просмотре были бы гораздо насыщеннее. Увы, не сложилось.
В последнее время модно снимать хорроры, стилизованные под 1980-е: «Тебе конец!», «Мы еще здесь», «Дом Дьявола» (Виктор Сальва подмигивает всем несовершеннолетним мальчикам, намекая, что снимал такое до того, как это стало мейнстримом). В «Абатуаре» ретро-налет также присутствует: Джессика Лаундес, щеголяющая в винтажной плиссированной юбке и с пинап-прической; роскошный голубой Plymouth Fury 1966 года, у которого экранного времени больше, чем у Дэйтона Калли; городок Нью-Инглиш, затерянный во времени (явно где-то в 1986-м); дом Элли в староамериканском стиле — с верандой, высокой деревянной лестницей и французскими окнами… Разница в том, что олдскул по Боусману — это декорации, но никак не наполнение. Фильму явно не хватает долгой, обстоятельной завязки и длинных планов для полноценной стилизации. Их вместе с саспенсом сносит многотонный грузовой поезд динамики повествования, не признающий ничего, кроме развития сюжета. Вследствие этого может показаться, что режиссер постоянно давит кнопку fast forward.
Что безоговорочно хорошо в «Абатуаре», так это каст! Возможно, потому, что Даррен взял проверенных людей. Джессика Лаундес, игравшая у Боусмана в «Карнавале дьявола» (2012), достаточна яркая, чтобы за ней было интересно следить, но не чрезмерно слащава, чтобы хотелось мысленно наслать на нее Джейсона Вурхиза (тем более что в фильме звучит отсылка к добрачному сексу). Дэйтон Калли (снова «Карнавал дьявола») отлично выглядит в роли Джебедайи Кроуна: не пытается казаться слишком харизматичным, не падает до откровенно клишированных старых пердунов с их нарочитой вежливостью; он такой, какой есть, и в этом его главная сила. И, пожалуй, в голосе, который хочется послушать отдельно с закрытыми глазами. Джо Андерсон ранее у Боусмана не играл, но очень хорошо чувствует себя в хорроре и вообще симпатичный мужик; жаль, что большая часть его реплик сводится к fuck и oh shit. Ну а личико Лин Шэй украшает собой любой фильм вне зависимости от жанра.
Едва речь заходит о домах и призраках, как в разговоре сразу поминается Джеймс Ван, семейные ценности «Полтергейста» и — в самом лучшем случае — «Дом» (1986) Стива Майнера. Тем отраднее видеть, как обходится с имеющимися ресурсами Боусман. Джампскейры ненавязчивы (а один из них вплетен в полотно картины весьма изящным способом), призраки и паранормальное служат топливом для развития сюжета, а не фетишем, как в каком-нибудь «Заклятии» (2013) или «Последнем обряде» (2015), повествование движется равномерно, без провисаний, а финальный аккорд придает истории логичную законченность, а не танцует твист.
«Абатуар» — это крепкая жанровая лента, приятный аттракцион, который поможет скрасить даже самый серый день, проведенный в бездушном оупенспейсе. Но если вы ждете откровений и невероятных впечатлений, то рискуете нарваться на иглокожую поверхность разочарования.