«100 слёз»: грустный клоун с огромным тесаком
На Рождество в американских кинотеатрах снова бушевал Арт: в прокат вернули «Ужасающего 3», столь поразившего зрителей по всему миру, что беспощадный немой клоун в октябре обогнал по кассовым сборам сиквел мейнстримного «Джокера» (безумие оказалось не для всех). Тем временем Андрей Волков решил вспомнить фильм мастера спецэффектов Маркуса Коха «100 слёз», где появляется ещё один культовый для слэшера хоррор-клоун — впечатляющий и по габаритам, и по кровожадности злодей Герти.
«100 слёз» / 100 Tears (2007)
Режиссер: Маркус Кох
Сценарий: Джо Дэвисон
Оператор: Уэсли Уинг
Продюсеры: Джо Дэвисон, Мелисса К. Уэбб, Тед Гейган, Мэл Хаус и др.
Без мощной пиар-компании независимые хорроры фильмы редко попадают в широкий прокат. Относительно недавно Дэмиену Леоне удалось превратить нишевый слэшер «Ужасающий» в хоррор-франшизу, которая даже с известными актёрами и относительно большим бюджетом (в случае триквела), не утратила андеграундной бескомпромиссной атмосферы.
Семнадцать лет назад коммерческий успех мог бы улыбнуться и режиссёрской работе Маркуса Коха «100 слёз», однако звёзды не сошлись, и постановщик с немецкими корнями так и остался известным в относительно узком кругу поклонников бесцензурного хоррора. Впрочем, он сам вполне доволен своим положением, ведь те, кто знает мастерство Коха в сфере спецэффектов и грима, с нетерпением ждут его новых работ. В 2015 году он даже выступил постановщиком American Guinea Pig: Bloodshock, своеобразного ремейка японской серии фильмов 1980-х, получившей скандальную известность по причине экстремального содержания.
«100 слёз» — наиболее пригодный для массовой аудитории фильм Маркуса Коха. Его режиссёрская фильмография состоит либо из новелл в малоизвестных хоррор-альманахах, либо из ориентированных на поклонников фильмов с насилием без границ а-ля «Извращения снаффа: Необычные смертельные случаи».
Не спешите обвинять постановщика в аморальности. Он даже не поймёт таких претензий, ибо с ранних лет, как он поведал в интервью хоррор-журналу «Darker», был увлечён созданием спецэффектов. Беспредельное насилие в фильмах Коха-режиссёра подчинено потребностям узкой группы хоррорманов-экстремалов, считающих голливудские хорроры детским развлечением, и собственному желанию покорять новые вершины, придумывая садистские сцены убийств.
Между Маркусом Кохом и Дэмиеном Леоне много общего. Они оба прекрасные мастера спецэффектов, сторонники свободы творчества и создатели злодейских клоунов. Коулрофобский хоррор «100 слёз» удостоился нескольких нишевых наград, получил благожелательную критику, но, как уже говорилось, не стал кассовым хитом и, возможно, именно поэтому Маркус Кох не выпустил продолжение. Тем не менее, эта лента оказала определённое влияние на творчество Дэмиена Леоне, хотя бы удачным совмещением экстремального насилия, чёрного юмора и кривляющегося клоуна в забрызганном кровью белом костюме. В своём слэшере Маркус Кох собрал немало известных в андеграундной среде фигур: Джо Дэвисона (он же автор сценария) и Рэйна Брауна, Теда Гейгана и мастера эпизодов Джона Арчера Лундгрена в образе раздражительного уборщика.
Хорроры про злых клоунов — не очень многочисленный, но любопытный поджанр. Одним из первых жутких клоунов был ангел смерти в шедевре Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957), а самым известным жанровым злодеем является Пеннивайз, персонаж романа Стивена Кинга «Оно» (1986). Клоуны веселят людей, нравятся детям, но, тем не менее, есть те, кого белые лица и красные носы пугают. Ведь лицо клоуна — своего рода образ лицемерия. Что на самом деле чувствует тот, кто скрывается под толстым слоем грима и соответствующей одеждой?
Клоун Герти, персонаж Маркуса Коха, и без грима мог бы напугать кого угодно. Это огромный мужик, способный одолеть жертву даже врукопашную. Его образ отсылает зрителя к настоящему клоуну-убийце — Джону Уэйну Гейси-младшему. Кох усиливает параллели не только типажной схожестью Герти и Гейси, но также похожими именами. Более того, один из клоунских образов Гейси, Патчи, представлял собой грустного фигляра, а фирменным почерком Герти является как раз рисунок слезы.
Насилие в ленте Маркуса Коха подано в хроникальном ключе. Режиссёр не применяет никаких специальных приёмов, вроде зловещей музыки или саспенса, чтобы напугать зрителя. Он также не стремится создать из сцен убийств спектакль. В этом «100 слёз» прямо противостоит трилогии «Ужасающий» Леоне. Убийства в слэшере Коха вызывают отвращение хотя бы тем, что происходят в полутёмных подвалах и гаражах, и даже когда Герти пробирается в общежитие, режиссёр делает акцент на неприглядном антураже здания.
Локации картины Коха можно сравнить с лентой Адама Албрандта «Несущий крест» (2013), где в полуразрушенном здании орудовал религиозный фанатик, вооружённый молотком, а персонажами были деклассированные элементы. Вот и клоун Герти вовсе не демонический шутник, как его коллега Арт. Прежде всего, это человек со сломанной психикой, опасный безумец, такой, которого гипотетически можно встретить в любом тёмном переулке. Именно этой обыденностью зла и пугает лента Маркуса Коха.
Сколько демонов таится в человеческой душе! Как быстро добрый клоун (в ретроспективных сценах постановщик показывает нам совсем другого Герти) под влиянием стрессовой ситуации превратился в монстра, живущего насилием в большей степени, чем его демонические коллеги Пеннивайз и Арт. Только причиняя страдания другим людям, становясь для них своеобразным молотом судьбы, Герти способен заглушить свою душевную боль. Оттого вместо настоящих слёз лишь кровавые рисунки на стенах, ведь душа клоуна более не способна плакать.
Читайте также:
Ужасы и цирк: к слову о появлении клоунов в кино
«Клоун Вринклс»: почему мы боимся клоунов?
Интервью Маркуса Коха онлайн журналу «Darker»
Интервью с Дэмиеном Леоне