«Бои без правил»: Тюрьма курильщика
20 сентября в российский прокат выходит фильм «Бои без правил», впервые показанный в прошлом году в Каннах. RussoRosso советует посмотреть это жесткое кино на большом экране.
«Бои без правил» / A Prayer Before Dawn (2017)
Режиссер: Жан-Стефан Совер
Сценарий: Джонатан Гиршбейн, Ник Сэлтрезе
Оператор: Дэвид Унгаро
Продюсеры: Рой Болтер, Сол Пападопулос, Николас Саймон и другие
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 20 сентября)
Британец Билли Мур (Джо Коул) живет, а точнее, прожигает жизнь в Таиланде: подпольные муай-тай-бои, литры алкоголя, торговля кристаллическим метом и ябой (местный наркотик — высокоаддиктивная смесь метамфетамина и кофеина). Конец наступает, когда Билли арестовывают и отправляют в колонию. Помимо жутких условий тайских тюрем (переполненность, антисанитария), положение Мура осложняют наркотическая зависимость и незнание языка.
Уильям Мур — известный реально существующий человек. Еще на родине он зарекомендовал себя как вор-рецидивист и торчок, прошедший через несколько пенитенциарных учреждений и рехабов. Поездка в Таиланд должна была стать для Билли закреплением детоксикации: смена обстановки, красивые пейзажи, новые впечатления без дозы. Поначалу все шло неплохо: Билли преподавал английский, занимался муай-таем и работал каскадером (даже был дублером Сталлоне в «Рокки 4»). Затем пошли мутные знакомства и подпольные бои, вновь появились мет, кражи и подоспело тюремное заключение. Только после отсидки Мур полностью отказался от веществ, написал мемуары и начал помогать наркоманам найти себя в мире неизмененного состояния сознания.
В фильме Жана-Стефана Совера подробности биографии англичанина опущены за ненадобностью. Точно так же и с экспозицией: французский постановщик не приемлет костылей текста и закадрового голоса, стелящих соломку для зрителя до начала повествования. Его задача — максимально быстро и глубоко погрузить публику в сеттинг — беспощадный и практически безнадежный мир с абортированным будущим и невыносимым настоящим. Из этой задачи и вырастает прихотливый нарратив. Стедикам по пятам следует за Коулом и совершенно по-человечески осматривается. Длинные планы доминируют над склейками. Цветовая палитра не покидает ограниченного серого сегмента. Саундтрек минимален и манифестируется лишь абстрактным эмбиентом в ключевых моментах. Из стилистических приемов — легкий рапид, появляющийся не чаще, чем музыкальное сопровождение.
Выбранного пути Совер придерживается уверенно: за несколько минут кресло и экран куда-то исчезают, уступая место почти личному опыту. В кадр регулярно попадают физиологические детали (грязные ноги, движущиеся под кожей мышцы, раны и рассечения, кровоподтеки, бисеринки пота), почти распространяя запахи. И никаких красивых ракурсов под душещипательные мелодии: режиссер не опускается до визуального харассмента и не пытается вызвать нужные эмоции с помощью грубых дешевых приемов.
Российский прокатчик заменил оригинальный заголовок «Предрассветная молитва» на «Бои без правил». Шаг столь же понятный, сколь и потенциально сбивающий с толку: картина Совера — это не «В аду» (2003) и не «Неоспоримый 2» (2005). По настрою фильм имеет больше общего с холодным депрессивным скандинавским артхаусом, чем с тюремными драматическими триллерами вроде переоцененного «Выстрела в пустоту» (2015). «Бои без правил» — кино скорее фестивальное (не зря же в Канны вызывали), которое даже не пытается бравировать жанровыми элементами. Однако лента не боится не только психологического, но и физического хардкора, поэтому жестких сцен здесь хватает. Вне зависимости от локализации и жанровых дефиниций «Бои без правил» берут в захват отличной съемкой и сильной режиссурой, а внутреннего наполнения с лихвой хватит, чтобы ни на секунду не усомниться в правильности решения посмотреть эту работу на большом экране. Если, конечно, вас не воротит от АУЕ-реалий, ведь условный кинематографический Сан-Квентин — это тюрьма здорового человека, «Предрассветная молитва» же познакомит вас с тюрьмой курильщика.