«Пылающий мир»: Алиса в стране психоанализа
«Пылающий мир» — целиком и полностью авторский проект Карлсон Янг, здесь за ней и режиссура, и авторство сценария, и исполнение главной роли. Хотя премьера картины прошла еще зимой на фестивале «Сандэнс», VOD-релиз состоялся только в октябре. Денис Сапранов рассказывает, что у фильма Янг общего с «Донни Дарко», творениями Дэвида Линча, а также еще с парой знаковых картин прошлых лет.
«Пылающий мир» / The Blazing World (2021)
Режиссер: Карлсон Янг
Сценарий: Карлсон Янг, Пирс Браун
Оператор: Шэйн Ф. Келли
Продюсеры: Брайнтон Брайан, Эндрю Карлберг, Элизабет Авеллан и др.
С раннего детства жизнь Маргарет не задалась. Постоянные ссоры родителей, что доходили чуть ли не до ножей, неожиданная смерть сестры-близняшки. Последнее подрывает ментальное состояние Маргарет, и та начинает думать, что её сестричка вовсе не утонула в бассейне, а попала в некое новое измерение. В том другом пространстве она всё еще жива, и в этот причудливый мир можно попасть и, следовательно, вернуть её обратно. Но жизнь Маргарет снова меняется, когда спустя много лет она возвращается в уже выставленный на продажу родительский дом.
«Пылающий мир» – место, очень напоминающее Страну чудес. Это первое и, кажется, единственно верное сравнение, которое даже не нужно выковыривать из недр мозга. Где-то поблизости можно ощутить и волны неизвестной частоты, просачивающиеся будто бы из мира «Донни Дарко»: здесь есть странная старуха с бестселлером о явлениях за гранью физических законов, есть всасывающие воздух и все сущее воронки-порталы, да и мимика Карлсон Янг неуловимо напоминает отстранённо-аутичное выражение лица молодого Джейка Джилленхола. Если этого мало, то мотив близнеца, который то добрый, то злой, то вовсе несуществующий – это, конечно, Линч, да и модная электронная музыка в неоне придорожных кафе, стойко взывает к третьему сезону «Твин Пикса». Но визуального обрамления чертовски мало, ведь сама история о поиске сестры-близнеца – слишком нестройный, безкалорийный квест, где нужно собрать 4 ключа, не попасться в лапы к демонам (Удо Кир — лучшее кастинговое решение Янг и украшение фильма в целом) и по итогу получить желанную награду. Где-то на этом моменте, чтобы окончательно не разочароваться, нужно выходить за пределы синопсиса. А там всё очень личное.
Карлсон Янг не только сняла фильм с собой в главной роли, но и написала сценарий. Не то чтобы это как-то было зашифровано и зацементировано толстым слоем не вскрываемых смыслов, но «Пылающий мир», очевидно, фильм про травму, преодоление, примирение с самой собой. Янг через очевидные метафоры показывает путешествие памяти в мир детства, ищет там незатянувшиеся раны, сталкиваясь с воображением ребёнка, что рисует чудовищ. Побеждает, закрывает гештальты. Путешествие ощущается очень сомнамбулическим и вовсе не зря: режиссерка утверждает, что видела один и тот же сон на протяжении нескольких лет, а фильм – визуализация её сновидений. «Пылающий мир» – это застывший янтарь пережитых страданий, тоски, боли и лишений. Фильм-откровение новой волны хоррора, который говорит не со зрителем, а скорее с самим собой и о себе; ты можешь смотреть, делать выводы, искать самого себя, но вряд ли получишь удовольствие от процесса созерцания. Что-то подобное было в «Жабьей тропе» Бенкера и «Морской звезде» Уайта, «Пылающий мир» встает в этот же ряд.
К сожалению, у подобных творений всегда есть существенные минусы. Пространство самой истории редуцируется лишь до масштабов фигуры Янг, за ее пределами, увы, банально не за что уцепиться. Виденный множество раз сюжет кажется настолько раздробленным и схематичным, что воспринимать его как единое целое очень тяжело. «Пылающий мир» прекрасен как личная история, как метафора пережитого, но в остальном это довольно хилый дебют, который кое-как выдерживает амбиции своего создателя.