«УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: ПРОБУЖДЕНИЕ»: РЕНОВАЦИЯ УБИВАЕТ
Фильм «Ужас Амитивилля: Пробуждение» долго не мог дойти до проката, но теперь появился на экранах России и еще нескольких стран. RussoRosso разбирается в результате и догадывается, почему в США этот хоррор не торопится в кинотеатры.
«Ужас Амитивилля: Пробуждение» / Amityville: The Awakening (2017)
Режиссер: Франк Халфун
Сценарий: Франк Халфун
Оператор: Стивен Постер
Продюсеры: Джейсон Блум, Дэниэл Фаррандс, Кейси Ла Скала и другие
Дистрибьютор в России: MEGOGO Distribution (в прокате с 20 июля)
Франшизе «Ужас Амитивилля» уж 40 лет в обед (обед наступит через два года), но сказать, что все это время она успешно развлекает зрителя, будет большим преувеличением. После ремейка с Мелиссой Джордж и Райаном Рейнольдсом, качество продукции под хэштегом #amityville ушло в штопор, распугав последних адептов (которых и так было не то чтобы много).
С 2012 года «Пробуждение» находилось в чистилище. Фильм никак не мог получить дату релиза, регулярно перемонтировался (судя по конечному продукту, руку к этому процессу приложили самые разные люди, вплоть до уборщицы) и до сих пор лежит мертвым грузом. В редких и, прямо скажем, не сулящих большие сборы странах вроде Мексики, Аргентины и России картина попала в театральный прокат, а в родных Соединенных Штатах релиз снова перенесен на неопределенную дату.
Самое страшное, что в новом «Амитивилле» сложно найти хоть что-то хорошее. Синопсис переписывать нет смысла (семья, переезд, дом 112 по Оушен-авеню, убить их всех), поэтому лишь назовем новых жителей проклятого здания: мама (Джоанн), старшая дочь (Белль), младшая дочь (Джульетт), немецкая овчарка (Ларри) и пребывающий в коме сын (Джеймс). В главной роли значится аж Дженнифер Джейсон Ли, а вон тот мужик в кепке с надписью director — не кто иной, как Франк Халфун, поставивший для Александра Ажа качественный триллер «Парковка» (2007) и снявший действительно мощный ремейк культового «Маньяка» (2012, оригинал — 1980). Приплюсуем сюда имя продюсера Джейсона Блума, который в последнее время приносит всем поклонникам хоррора лишь счастье, и на бумаге «Пробуждение» выглядит очень серьезной картиной. Но это только на бумаге.
Дженнифер Джейсон Ли отлично смотрится в кадре и не позволяет себе гримасничать, но хорошо заметно, что актриса просто отрабатывает гонорар без особых стараний. Об остальном касте и говорить нечего, кроме, пожалуй, Кертвуда Смита, которого так и тянет назвать Кларенсом Боддикером. Но он лишь на минутку заглядывает на огонек и затем из повествования испаряется. Таинственные исчезновения персонажей вообще можно выделить как своеобразную фишку: в «Пробуждении» много действующих лиц и сюжетных ниточек ведут в никуда или обрываются посередине.
К сценарным проблемам прибавляются и другие. Вместо саспенса, обязательного для любой порядочной истории о призраках, лента раскошеливается лишь на несколько джампскейров, да и те без выдумки. А безобразное освещение в фильме либо вынуждает щуриться даже тех, у кого хорошее зрение, либо акцентирует внимание на ненужных вещах. Монтаж здесь — далеко за гранью возможностей человеческого познания, и любые попытки его описать обречены на фиаско (хотя можно в двух словах: все плохо). Новый «Амитивилль» дважды пытается играть в постмодернизм, причем даже не крэйвеновский, а в духе «Очень страшного кино», но эти потуги больше похожи на конвульсии: двух разрозненных эпизодов, которые никак не соотносятся с сюжетом, явно маловато, да и смотрятся они ненужными. А вот саундтрек написан качественно, но, к сожалению, странно реализован. Там, где, по идее, должна быть тишина в стиле «Астрала» или в крайнем случае легкое повизгивание скрипок, на зрителя обрушивается мощный индастриал чуть ли не с риффами а-ля Bizarra Locomotiva. А где, наоборот, просится звуковое сопровождение пободрее, картинку сопровождают вальяжные струнные.
Возможно, это прозвучит цинично, но лучше бы «Ужас Амитивилля: Пробуждение» вышел в виде found footage, как планировалось изначально. Франшиза отчаянно сигнализирует о собственной агонии, и ее нужно либо очень тщательно реанимировать (что при нынешнем обилии качественных паранормальных хорроров непросто), либо избавить от мучений хотя бы лет на пять-семь. Может быть, тогда зритель захочет отправиться в дом на Оушен-авеню.