«Армия воров»: Пятеро друзей Вагнера
На Netflix вышел комедийный экшн «Армия воров» — приквел к недавней «Армии мертвецов» (наша рецензия), история о нервном взломщике сейфов, обожающем Вагнера. О том, каким получился второй фильм в намечающейся франшизе – читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Армия воров» / Army of Thieves (2021)
Режиссер: Маттиас Швайгхёфер
Сценарий: Зак Снайдер, Шэй Хаттен
Оператор: Бернхард Яспер
Продюсеры: Кристиан Ангермейер, Миша Буковски, Уэсли Коллер и др.
Банковский клерк Себастьян живет незаметной жизнью в Потсдаме, иногда выкладывая на свой канал в YouTube никому не нужные видео о взломе сейфов. Но все меняется, когда с Себастьяном выходит на связь таинственная Гвендолин – профессиональная воровка, собирающая команду для грандиозного международного ограбления. Цель – взломать один за другим три легендарных сейфа, созданных под влиянием цикла Рихарда Вагнера о Нибелунгах. Расположены они в разных странах Европы, времени в обрез: во-первых, через несколько дней сейфы будут списаны в утиль, а во-вторых, где-то рядом маячит Интерпол, все ближе подбираясь к смельчакам. Поразмыслив, Себастьян решает рискнуть – и включается в захватывающую игру.
В отличие от снайдеровской «Армии мертвецов» приквел выдержан в иронической тональности, лишь слегка разбавленной сентиментальными нотками. Такая смена акцентов выглядит вполне оправданной, поскольку с первым фильмом франшизы «Армию воров» связывает лишь центральный персонаж и тема масштабного ограбления. При этом, из типичного сюжета о «большом деле» для разношерстной команды грабителей режиссер (а также исполнитель главной роли) Маттиас Швайгхёфер легко мог бы сделать разухабистый боевик, насыщенный перестрелками, драками и потоками крови – но все же оформил свою работу несколько тоньше. «Армия воров» больше похожа на облегченный вариант «Двенадцати друзей Оушена», чем на «Схватку» или «Ограбление на Бейкер-стрит». И хотя без отсылок к классике не обойдется, «Армия воров» не превращается в бессвязный набор жанровых цитат, оставаясь вполне самостоятельным произведением. Причин тому две.
Во-первых, сценарий Шэя Хаттена (работавшего над «Армией мертвецов» и триквелом «Джона Уика») неплохо обыгрывает европейский сеттинг. В кадре сменяются Париж, Прага, Санкт-Мориц и Берлин, звучит английская и немецкая речь, приправленная чешским и французским – да, показано все зачастую второпях, но на каждую важную локацию все же найдется хотя бы одна экшн-сцена. Одна из них – ограбление в Праге – заслуживает особого внимания за счет слаженной работы оператора Бернарда Яспера и монтажера Александра Бернера. Начинаясь как оммаж «На гребне волны», затем она переходит в стремительную погоню, Себастьян на ходу меняет минивэн на велосипед, попутно едва не попав в лапы агентов Интерпола – снято все это от первого лица и обманного монтажа, создающего у зрителей (до поры до времени) неверное впечатление о том, где находятся герои.
Во-вторых, Швайгхёфер очень умело использует харизму Себастьяна – можно без преувеличения сказать, что львиная доля атмосферы фильма поддерживается за счет лишь одного персонажа. В этом смысле «Армия воров» действительно расширяет контекст истории, показанной в предыдущем фильме: мы больше узнаем и о предыстории Себастьяна, и о том, как он стал Дитером Людвигом («немецкий» псевдоним к финалу станет его настоящим именем). Отдельно стоит сказать и о том, что вагнеровская тема хорошо вписана в сюжет, удачно подчеркивая особенности Себастьяна как персонажа. Правда, на контрасте с хорошо прописанным и ярким главным героем все остальные члены команды выглядят совсем уж картонными, что особенно заметно в эпизодах, призванных добавить персонажам глубины.
И это, пожалуй, главная проблема фильма. «Армия воров», в отличие от фильма Снайдера, населена удивительно блеклыми персонажами – даже с учетом общей шаблонности сюжета. За два часа экранного времени хоть как-то раскрывается лишь Гвендолин (за ее криминальной карьерой стоит протест против алчных родителей-богатеев), в то время как остальные так и остаются безликими статистами. То же относится и к антагонисту: вечно раздраженный французский агент Интерпола Делакруа не представляет для героев никакой угрозы, раз за разом феерически заваливая одну операцию за другой.
Впрочем, легковесный тон фильма вкупе с личным обаянием Швайгхёфера и высокой динамикой в значительной мере компенсируют ходульность персонажей. Нужно лишь помнить, что «Армия воров» хоть и часть франшизы, все же не суровый криминальный триллер, а авантюрная комедия о взломщиках – и именно непритязательность превращает ее в достаточно увлекательное зрелище.