«Байки на Хэллоуин»: святая Смерть идёт за нами
В российский прокат выходит хоррор-антология «Байки на Хэллоуин», обыгрывающая сюжеты из латиноамериканского фольклора. О том, насколько удачно режиссёры справились с задачей, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Байки на Хэллоуин» / Satanic Hispanics (2023)
Режиссёры: Алехандро Брюгес, Майк Мендес, Джиджи Сол Герреро, Эдуардо Санчес, Демиан Рунья
Сценарий: Пит Барнстрём, Алехандро Мендес, Лино К. Вилла
Операторы: Люк Брэмли, Матиас Шуберт
Продюсеры: Алехандро Брюгес, Патрик Эвальд, Майк Мендес, Кэти Пейдж и др.
В пограничном техасском городке Эль Пасо полиция обнаруживает дом, набитый мёртвыми телами. Единственный выживший доставлен в участок для допроса. Уже на этапе выяснения личности начинаются проблемы: согласно архивам, задержанный давно уже мертв, а его изображения — без малейших признаков старения — обнаруживаются на фотографиях многолетней давности. Таинственный человек называет себя Путешественником, и рассказывает изумлённым копам жуткие истории, которые он услышал за свою невероятно долгую жизнь. Что ещё страшнее, за Путешественником гонится сама Смерть — и с минуты на минуту она будет на пороге полицейского участка.
Обширное наследие городских легенд и локальных традиций Латинской Америки, к сожалению, нечасто использовалось в региональном кинематографе. Хотя в Аргентине и Бразилии, например, время от времени выходили примечательные фильмы ужасов, лишь в Мексике оформилась международно значимая хоррор-индустрия. В этом смысле «Байки на Хэллоуин» любопытны как редкая попытка собрать антологию из историй, не только работающих с латиноамериканскими традициями хоррора, но и снятых местными режиссёрами. Здесь четыре отдельных новеллы, а также сквозная история о Путешественнике, разделённая на две главы. За каждый сегмент отвечают жанровые авторы разной степени известности, а тональность варьируется в широких пределах, от кондового экшн-хоррора до мрачной сказки о колдунье.
Обрамляющая история о страннике-долгожителе, снятая Майком Мендесом, образует первую и последнюю главы фильма. Причём если сначала она выглядит просто как пролог, заодно связывающий несколько самостоятельных сегментов, то в финале Мендес даёт жару, выпуская на сцену Сан Ла Муэрте, «тюремного святого», неофициально почитаемого в латиноамериканском католицизме. Вся сцена с бойней в полицейском участке — едва ли не лучшая в фильме. За кадром гремит зажигательная мелодия с томным женским вокалом, обезумевшие копы палят друг в друга, повинуясь магии Ла Муэрте, повсюду брызжет кровь, а с загадочного убийцы постепенно слезают куски плоти, обнажая чёрные кости.
Что касается остальных новелл, то из них отметить стоит прежде всего «Nahuales», снятую Джиджи Сол Герреро, известной больше как актриса. Сюжет про информатора ЦРУ, попавшего в плен к старухе-шаманке и её племени, основан на мексиканских легендах, а эстетически оформлен в духе кровавого фолк-хоррора. Ещё один мощный сегмент — комедийный «Hammer From Zanzibar», поставленный Алехандро Брюгесом, автором первого кубинского зомби-хоррора («Зомби по имени Хуан»). Это новелла, которая легко могла бы стать полнометражным фильмом: в сюжете про туристов, которых после визита на Кубу преследует смерть, нашлось место африканскому демону Попобаве, серии жутких убийств в духе «Пункта назначения», и даже гигантскому дилдо из Занзибара. В новелле «Tambien Lo Vi» аргентинец Дэмиан Рунья выдаёт, по сути, короткометражный ремейк своих «Оцепеневших от страха». Это типичная история о доме с привидениями, где есть неплохой саспенс, но нет никакой фольклорной специфики. Наконец, в новелле «El Vampiro» Эдуардо Санчес (сорежиссёр самой первой «Ведьмы из Блэр») рассказывает о незадачливом вампире, который должен добежать до своего гроба через весь город, пока восходящее солнце не сожгло кровососа дотла. Это, пожалуй, слабейшая часть антологии: в наличии натужный юмор и плохая актёрская игра (даже с поправкой на комедийность). Основной же недостаток проекта в том, что заявленный латиноамериканский колорит здесь ощутим далеко не в каждом сюжете.
Впрочем, несмотря на отдельные огрехи, в целом «Байки на Хэллоуин» выглядят бодрым и местами атмосферным сборником хоррор-виньеток. Да, в них недостаёт того самого латиноамериканского флёра, но почти все новеллы неплохо работают и без него. Надо понимать, что это малобюджетный и разноплановый в плане стиля проект с отчётливым налётом разудалого трэша, и от него не стоит ждать голливудского лоска, тогда любители антологий смогут получить от него немалую долю удовольствия.