«Чертов ад»: сказка о любви и каннибалах
«Чертов ад» или «Кровавый ад», назовите как хотите, так пока и не добрался до российского проката, о чём мы, конечно, не можем не сожалеть, но как знать, может быть через год-два кто-нибудь и спохватится. Мы не стали никого ждать и посмотрели фильм на малом экране, Марк Шредер подробно рассказывает о крайне напористом обаянии австралийского комедийного хоррора.
«Чёртов ад» / Bloody Hell (2020)
Режиссер: Алистер Грирсон
Сценарий: Роберт Бенжамин
Оператор: Брэд Шилд
Продюсеры: Джошуа Пол, Бретт Торнквест
В кино бесчисленно много красивых сказок о том, как храбрый герой убивает монстра и спасает принцессу. Иногда принцесса достаточно самостоятельна, чтобы не плевать в потолок башни в течение восемнадцати лет и выбирается из заточения своими силами. А иногда она спускается в подвал и помогает герою освободиться, чтобы он расстрелял ее полоумную семью из гвоздезабивного пистолета под финскую польку.
«Чертов ад» австралийского режиссера Алистера Грирсона – энергичная мешанина черной комедии, криминального фильма, мелодрамы и хоррора про многодетную семью финнов-психопатов, кормящих сына-уродца американскими туристами.
Их следующей жертвой стал обаятельный гибрид Эша и Безумного Макса – бывший солдат Рекс, решивший отдохнуть в Финляндии после восьми лет тюрьмы. Рекс был осужден за излишнее геройство: став свидетелем ограбления банка, он решил взять дело в свои руки и перестрелять бандитов, но из-за его неосторожности и излишней кровожадности случайно погибла заложница. А все из-за навязчивого голоса в голове – второго Рекса, персонифицированной совести и слегка двинутого друга, который помогает герою справиться с одиночеством, проблемами настоящего и травмами прошлого.
Алия – белая ворона в миловидном семействе из финской глубинки. Она уже пыталась бежать, но родители возвращали ее домой и запирали в деревянной клетке на кухне. И хотя Рекс, связанный и висящий в подвале без голени, которую к тому времени уже скормили сынишке, не выглядел как храбрый освободитель, Алия нашла в нем своего принца, который спасет ее от токсичных родственников.
Грирсон и сценарист Роберт Бенжамин упихали в полуторачасовой фильм сюжет небольшого сериала с фанатизмом авторов, чье воображение сорвалось с поводка и отправилось на свободную прогулку. «Чертов ад» не просто динамичен, он агрессивно динамичен. Даже находясь в одиночестве герой активно препирается и шутит со своим остроумным альтер-эго, а в редких случаях, когда тот затыкается, за дело берется ритмичный монтаж на подобии фильмов Гая Ричи, которым, кстати, тоже занимались Грирсон и Бенжамин.
Творческий беспредел авторов вылился в хоть и перенасыщенную, но внятную историю, которая могла бы отлично вписаться в ряд безумных лент австралийской эксплуатации. «Чертов ад» изобретательный, веселый, в меру кровавый фильм о типичном герое боевика, которому любое дерьмо по колено, а вместо оружия он может использовать хоть БДСМ-игрушки, хоть собственную обглоданную ногу. Именно Рекс, а точнее Рексы, сыгранные Беном О’Тулом, сдерживают расползающийся хаос фильма: с таким героем соболезнуешь опрятным и хозяйственным маньякам, которые явно ошиблись с выбором закуски.
Если у Рекса, скорее раздраженного, чем напуганного происходящим, получается избежать роли жертвы, то тихая и добрая Алия, забитая семьей, кажется слишком ведомой. С одной стороны, мы видим разный травмирующий опыт персонажей, с другой – идеальных героев кровавой сказки о любви, и это тоже часть ироничной игры с узнаваемыми образами.
Грирсон избавляется от шаблонов гармоничного триллера, в котором режиссер выкручивает зрителю нервы, чередуя действие со сценами напряженного ожидания. Ему же это не нужно, ведь «Чертов ад» — это черная комедия от начала и до конца, которая лишь заимствует элементы других жанров, чтобы наращивать уровень абсурда. Поэтому в сюжете нет передышек: только действие, только хаос, только ирония – впрочем, достаточно мягкая, чтобы не превратить фильм в одну неловко затянувшуюся издевку над жанровым кино.