«Калибр»: Каждый охотник желает жить
Вчера на Netflix вышел шотландский триллер «Калибр». RussoRosso уже готов рассказать, почему это ценная добыча для охотников за хорошим жанровым кино.
«Калибр» / Calibre (2018)
Режиссер: Мэтт Палмер
Сценарий: Мэтт Палмер
Оператор: Марк Дьёри
Продюсеры: Аль Кларк, Анна Гриффин, Венди Гриффин и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 29 июня)
Двое старых друзей — готовящийся стать отцом Вон (Джек Лауден) и любитель кокаина Маркус (Мартин МакКанн) — едут на уикенд к северу Шотландии. Вечером они пьют в компании местных женщин, а наутро отправляются охотиться на оленей. Но вместо добычи получают совершенно неожиданный опыт.
Полнометражный дебют Мэтта Палмера, на счету которого три хоррор-короткометражки, был впервые показан на недавно прошедшем Эдинбургском кинофестивале, где фильм получил главную награду — приз Майкла Пауэлла. Почти сразу появившийся на Netflix, «Калибр» попадает точно в цель — некомфортный и заставляющий включиться в неуютную атмосферу, где каждый чувствует себя под прицелом.
Вон и Маркус оказываются в водовороте совпадений, из которого невозможно вынырнуть. Гостеприимные местные жители, шумная попойка в баре, похмелье в утреннем лесу и роковой выстрел, звучащий почти в самом начале фильма, задают определенные зрительские ожидания — в конце концов, мы видели много фильмов, где городская молодежь, попавшая в глубинку, нарывается на брутальный прием «деревенщин». Жители деревушки не мерзавцы, хранящие какие-то тайны, а вполне адекватные люди, берегущие свою общину и чтущие традиции. Да, это не «Соломенные псы» — фильм ведет нас совсем другими тропами.
Палмер оставляет за бортом и мистические, и оккультные нотки (так что ждать «Плетеного человека» тоже не стоит): хотя события и разворачиваются в разгар местного фестиваля, посвященного солнцестоянию, главное зло тут — неумолимый рок, преступление и наказание по-шотландски. Оператор Марк Дьёри периодически перебивает действие природными ландшафтами — холодная каменистая местность и сосновый лес, снятые бесстрастно, вступают в конфронтацию с человеческими страстями и аффектами, во время которых камера позволяет себе и трястись, и фокусироваться на отдельных лицах и деталях.
Маркус — средоточие инстинкта самосохранения и напускного мачизма — мастерски выкручивается, в то время как тихоня Вон, измученный содеянным, выглядит преследуемым оленем. Чувство вины и боязнь быть раскрытыми преследуют их — и зрителей — весь фильм. И вся череда событий, случайностей и совпадений приводит к финалу, холодному и пугающему, как взгляд через прицел охотничьей винтовки. Такая точка зрения на человека, его поступки и умение за них отвечать, максимально безжалостна и не предполагает каких-либо полумер. Палмер препарирует жанр триллера с невозмутимым лицом, выбрасывая лишние элементы и оставляя чистый, незамутненный саспенс — и весь фильм работает как дрожащий палец на спусковом крючке, чтоб в конце на него нажать. «Калибр» — убедительная полнометражная заявка от дебютанта, не глоток выдержанного виски, но крепкий шотландский эль. Вряд ли перед нами будущая жанровая классика, но в свою аудиторию фильм попадает, не растрачивая патронов попусту: цель ясна, голова чиста, ухо востро.
Читайте также: