«Ритуал»: Ножик, пламя и топор

Вчера на Netflix вышел хоррор «Ритуал» от инди-режиссера Дэвида Брукнера. В прошлом году фильм был показан на крупных кинофестивалях, включая Ситжес, где исполнитель главной роли Рейф Сполл получил награду. RussoRosso разбирается, что еще можно получить от «Ритуала» помимо хорошей актерской игры.


«Ритуал» / The Ritual (2017)

Режиссер: Дэвид Брукнер
Сценарий: Джо Бартон по роману Адама Невилла
Оператор: Эндрю Шулкайнд
Продюсеры: Джонатан Кавендиш, Ричард Холмс, Патриция Поинару и другие
Дистрибьютор в России: платформа Netflix (доступен с 9 февраля)


Чтобы почтить смерть погибшего друга, четверо бывших одноклассников на пике кризиса среднего возраста отправляются в длительный пеший поход в шведские леса. На обратном пути один из участников подворачивает ногу, и группа решает срезать путь через густую и непролазную чащу. На ночевку мужчины остаются в старой заброшенной избе.

«Ритуал» — первый полнометражный фильм Дэвида Брукнера, успевшего сделать себе имя в жанре, не выходя при этом за границы хоррор-альманахов («Сигнал» (2007), «З/Л/О» (2012), «Монстры Юга», 2015). От его необязательного дебюта можно было ожидать куда более изощренной работы, особенно после страшно удачных «Монстров Юга», но тут стоит сделать небольшой шаг в сторону от дремучего леса. «Ритуал» — со всех сторон классический британский продюсерский проект. В основе фильма зачем-то лежит жанровый роман-бестселлер, права на который купила собственная компания Энди Серкиса. В длинном списке продюсеров «Ритуала» — одни британские монолиты (Кавендиш, к примеру, в ответе за «Дневник Бриджит Джонс», 2001). Съемки проходили на натуре в Румынии, и в одном из интервью Брукнер объясняет, что большую часть его постоянной команды по ряду причин пришлось оставить в Штатах.

Крепко сделанный «Ритуал» поочередно берет взаймы у «Ведьмы из Блэр» (1999) и «Избавления» (1972) Джона Бурмена или даже канадских «Ритуалов» (1977) Питера Картера. Брукнер, слава языческим богам, проигнорировал мокьюментари и обратился к традиционной форме, но все лучшее по части напряжения он взял из легендарного фильма Мирика-Cанчеcа. «Ритуал», как и подобает хорошему слоубернеру, фантастически красиво снят, отлично смонтирован и в первую половину аккуратно заполнен именно той щекочущей таинственностью, которой могут похвастаться лучшие представители жанра. Кадр с минимальным вторжением жуткого держится не только на выдающейся грозной румынской фактуре, но и на четырех не сильно примелькавшихся британских актерах. Понятно, что половина успеха любого хоррора это хороший кастинг, и Рейф Сполл играет настолько же убедительно, насколько и очередной пул номинантов на «Оскар».

Увы, «заплутавшие в лесу» — поджанр сколь беспроигрышный и по-хорошему дерганый во время двух первых актов, столь же опасный и хрупкий в последней решающей трети, когда постановщик выбирает, показывать зрителю все или не показывать вообще ничего. Брукнер, очевидно, ориентируясь на книгу-первоисточник, после целого часа до тошноты серого и пугающего леса неожиданно раскрывает абсолютно все карты (обойдемся без спойлеров) и вместо того, чтоб углубиться в гнетущий кошмар неизвестности, разворачивает свой «Ритуал» в сторону неубедительного и вторичного хоррор-экшна. С другой стороны, классно, конечно, что в фильме про потерявшихся туристов с одним ножиком на четверых нашлось место и пламени, и топору и даже дельторовскому дизайну.

Читайте также:

Google Maps вас не спасет: Хорроры кинофестиваля в Торонто

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    Безголовая с рогами фотка чумовая.

  • Vladislav Severtsev

    монстр там отличный получился, кстати

  • id0704

    Было бы вдвое лучше, если бы они не выкинули из истории наиболее колоритную её часть (кто читал, тот поймёт).

WordPress: 12.37MB | MySQL:204 | 0,273sec