«Человек-невидимка»: «Ты что, слепая?» и прочий газлайтинг

В прокат выходит «Человек-невидимка» — новая режиссерская работа Ли Уоннелла («Астрал 3», «Апгрейд»), основанная на одноименном романе Герберта Уэллса. Рассказываем, каким получилось возвращение подзабытого персонажа на большие экраны.


«Человек-невидимка» / The Invisible Man (2020)

Режиссер: Ли Уоннелл
Сценарист: Ли Уоннелл
Оператор: Стефан Душьо
Продюсеры: Джейсон Блум, Кайли Ду Фран, Дженнифер Скаддер Трент и другие
Дистрибьютор в России: Universal Pictures International (в прокате с 5 марта)


Сесилия (Элизабет Мосс) бежит из огромного и роскошного особняка, где она жила с бойфрендом — жестоким человеком, но гениальным ученым Гриффином (Оливер Джексон-Коэн), работающим над технологией невидимости. Через пару недель после побега девушка узнает, что Гриффин покончил с собой и завещал ей все свое состояние. Вскоре вокруг Сесилии начинают происходить всё более и более странные события, постепенно заставляющие ее сомневаться в том, мертв ли Гриффин и не было ли его самоубийство частью хитроумного заговора.

Человек-невидимка 2020 - Ли Уоннелл

Ли Уоннелл до сих пор известен прежде всего как ближайший соратник Джеймса Вана, одного из самых коммерчески успешных режиссеров в современном хорроре. Уоннелл был сценаристом таких ключевых фильмов Вана, как «Астрал» (2010) и «Пила» (2004), а также продюсировал многие сиквелы в этих франшизах. «Человек-невидимка» для Уоннелла — второй проект, в котором он выступает не только как режиссер, но и в качестве сценариста и исполнительного продюсера. Разумеется, в фильме четко просматривается авторский стиль: Уоннелл не стремится поразить воображение сценами изощренных пыток или образами потусторонних пространств, а действует в основном через хорошо поддерживаемый саспенс и постепенно раскрываемую детективную интригу, в которую заложен не один твист.

С лихо закрученной детективной линией, впрочем, связана и главная проблема фильма. Хотя в целом история выглядит правдоподобной, чем больше деталей в ней всплывает, тем больше возникает вопросов, на которые Уоннелл предпочитает не давать ответа. Например, почему после самоубийства Гриффина никто из полицейских не обыскал его дом? Или почему все та же полиция не придает значения исследованиям Гриффина в области оптики, хотя его лаборатория очевидно могла бы содержать терабайты изобличающих материалов? Кто, в конце концов, кормил собаку, пока дом Гриффина стоял пустым?

Многие сценарные шероховатости, впрочем, способна сгладить отличная игра Элизабет Мосс. Но самое интересное в фильме вовсе не игра и не хитросплетения сюжета, а скорее то, как именно Уоннелл модернизировал классическую историю о безумном ученом. Теперь «Человек-невидимка» — это история о хорошо продуманном газлайтинге и абьюзивных отношениях, в которых психопат Гриффин мастерски разыгрывает карту с обвинением жертвы, выставляя Сесилию опасной для окружающих душевнобольной — воспринимать девушку всерьез отказываются даже самые близкие люди. Такие акценты позволяют Уоннеллу органично соединить саспенс-эпизоды, конспирологическое напряжение и экшн-сцены, поэтому двухчасовой фильм смотрится на одном дыхании. Здесь в равной степени интересны как тихие, но заполненные нервозностью сцены (явно подсмотренные у его коллеги Вана), так и погони с перестрелками — например, снятый одним длинным кадром побег главной героини из больницы, в ходе которого частично невидимый преследователь расстреливает незадачливых охранников направо и налево, пока те в ужасе смотрят на висящие в воздухе пистолеты.

Новая версия «Человека-невидимки» — безусловно, отличный подарок любителям фантастического хоррора, и на данный момент это лучшая режиссерская работа Уоннелла, вдохнувшая новую жизнь в одного из самых интересных жанровых персонажей.

Русский постер: Человек-невидимка 2020 - Ли Уоннелл

Читайте также:

Ужасы студии Universal: Зарождение классических монстров в кино

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.02MB | MySQL:105 | 0,275sec