«Доктор Брейн»: Обмани себя


ЗАМОК ДЬЯВОЛА

9 декабря на AppleTV+ вышла финальная серия «Доктора Брейна», южнокорейского триллера от режиссёра «Я видел дьявола» Кима Чжи-уна. Иван Афанасьев рассказывает о том, каким получился этот жанровый эксперимент.


«Доктор Брейн» / Dr. Brain (2021)
Режиссер: Ким Чжи-ун
Сценарий: Ким Чжин-а, Ко Ён-джэ, Ким Чжи-ун и др.
Оператор: Ким Чхон-сок
Продюсеры: Ким Чжи-ун, Сэмюэл Ха, Хон Мин-ён и др


Сэ-вон – гениальный учёный, с детства он испытывает трудности с пониманием других, не таких умных как он сам, людей. Из-за этого у него масса проблем не только в личной жизни, но и на работе. После того, как в пожаре сгорает его сын, жена Сэ-вона от горя впадает в кому – но сам он почти никак на это не реагирует, чем вызывает недоумение коллег. На самом же деле всё это время он глубоко переживает трагедию и хочет использовать изобретённую им технологию – взаимную синхронизацию сознания двух людей – для того, чтобы найти ответы на вопросы, что случилось: до комы жена утверждала, что их сын ещё жив. Но, прежде чем подключаться к лежащей без сознания супруге, он решает опробовать технологию на пока ещё действующем мозге самоубийцы – и получает доступ к воспоминаниям, вмешавшись в которые, создаёт себе целый ряд проблем, как материальных, так и иного характера.

Амбициозный пилот «Доктора Брейна» и идея проникновения в чужой разум успешно накладывались на всеобщий хайп вокруг «Игры в кальмара» и, в целом, возросший уровень интереса к корейским сериалам. Неплохо проявивший себя в самых разных областях – от комедийного хоррора до шпионского триллера – Чжи-ун показал себя как толкового ремесленника, способного взяться за практически любой жанр и создать его концентрированную версию. После просмотра всех шести серий в более-менее зрительском темпе, вне режима чахнущего над просмотровками для прессы Кащея, с «Брейном» обнаружилась одна серьёзная проблема. Жанровая неоднородность помешала сериалу чем-то стать по-настоящему захватывающим. Но обо всём по порядку.

Начинается всё как нейротриллер с элементами хоррора. Перенимая фрагменты чужого разума, доктор Сэ-вон получает специфические побочные эффекты: от положительных, вроде обретения новых способностей, до куда менее приятных – прямо посреди улицы может образоваться жуткий околоорганический монстр с тысячью лиц. В общем-то рядовой хоррор-приём, заставляющий ожидать какого-то дальнейшего развития в эту сторону – но Ким Чжи-ун предпочитает отложить его до лучших времен, ограничившись лишь скромным аттракционом под финал серии. Это пример того, как постановщик заявляет отличные идеи, но потом их сливает – возможно, в силу ограниченного бюджета, но стоило ли тогда начинать? Ещё один пример: в одной из серий Сэ-вон сталкивается с недоброжелателями, завязывается драка, герой демонстрирует новоприобретенные способности – скачет, машет руками, перекидывает врагов через плечо, в общем, ведёт себя как Джон Уик. Но кроме этого эпизода, подобное больше нигде не проявляется.

Проще говоря, «Доктор Брейн» скачет от одной крайности к другой: сперва заявляет себя как сай-фай про увлекательное путешествие по задворкам чужого разума, затем переключается на неуверенный детектив, срывается на семейную драму, возвращается к сай-фаю… К финалу начинается и вовсе какая-то сюрреалистичная вакханалия, но и та «не до конца», Линч поставил бы троечку. Складывается ощущение, что «Брейн» должен был выйти, как приятный боевичок категории бэ, но его искусственно растянули до пяти с копейками часов, насовав туда уйму необязательных компонентов.

Но, даже несмотря на такую спорную реализацию, смотреть «Доктора Брейна» всё равно интересно. Возможно, именно по той причине, что, обманывая ожидания, он каждый раз подбрасывает что-то неожиданное: скромная семейная драма внезапно разрастается до эмоционального накала уровня «Куда приводят мечты». Кто-то говорит, что у Сэ-вона как-то очень уж быстро просыпается дремавшая всю жизнь эмпатия – ну так он все-таки блуждает по сознанию других людей.

И всё-таки причина непопулярности «Доктора Брейна» наверняка кроется в том, что сериал будто бы сам не может (или не хочет) определиться, что же он такое. Классический корейский триллер про трип по чьему-то сознанию в духе Нолана, философский трактат об опасности кустарного обращения с квантовой физикой и нейробиологией, режущий серпом по сердцу фильм про обретение человечности, околокроненберговский детектив – с миру по нитке музыка Шнитке. В итоге, несмотря на амбициозность, эмоций в голове после просмотра почти не остаётся – как если бы ты оказался в голове доктора Сэ-вона до того, как он понял, что попал в фильм по сценарию Чарли Кауфмана. И тут хочется скорее сказать нет, чем да. Просто потому что зритель не кролик, которому можно скормить морковку под видом кило мандаринов.

Share on VK
WordPress: 12.03MB | MySQL:114 | 0,896sec