«Заповедь зла»: Cытая ведьма хуже голодной

С 8 апреля в прокате «Заповедь зла», мистическая драма, более известная как «Проклятие Одри Эрншоу». О том, как это кино погружает религиозную притчу в болото фолк-хоррора – рассказывает Иван Афанасьев.


«Заповедь зла» / The Curse of Audrey Earnshaw (2020)

Режиссер: Томас Роберт Ли
Сценарий: Томас Роберт Ли
Оператор: Ник Томас
Продюсеры: Джианна Изабелла, Шакед Беренсон, Кайл Купер и др.


Жители ортодоксальной ирландской общины в США давно живут в отдалении от своих соседей из большого города. Действие фильма разворачивается спустя сто лет после образования посёлка, в 1973 году – но пусть по небу пролетают самолёты, люди здесь по-прежнему живут так, будто на дворе XIX век. Последние 17 лет они справляются очень плохо: урожая почти нет, все голодают, умирают дети. Семья Дуайеров наглядный тому пример: их сын скончался, на похоронах из сочувствующих – всё общество из пары десятков людей. В это время мимо проезжает живущая на отшибе Агата Эрншоу – с повозкой, нагруженной едой, которую она везёт таинственным женщинам из соседнего посёлка. Озлобленный на непонятно почему живущую в полном достатке женщину Колм Дуайер перегораживает ей дорогу, бьёт по лицу и называет еретичкой. Всё это видит сидящая в ящике в тележке Одри, тайная дочь Агаты, которая решает, что достаточно выросла, чтобы отомстить за обиду её мамы – не только Колму, но и всему городку.

Для рядового зрителя это кино должно показаться самой настоящей тёмной, как ирландская ночь, лошадкой: названная хоррором, «Заповедь зла» номинально им не является, т.к. напугать может разве что трупами животных, гниющих изнутри. В то же время, не проникнуться его плотной готической атмосферой довольно сложно: маленький замкнутый мирок, в котором Бог покинул здание и вошёл Сатана, напоминает «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана, разве что никакой особой тайны за его пределами ждать не стоит. Интригует выбор времени действия – 1973-й: год затихания «холодной войны» (включая приезд Брежнева и подписание соглашения о предотвращении ядерных конфликтов), окончательного вывода американских войск из Вьетнама, но и, несмотря на время всеобщей разрядки в сверхдержавах, год больших потрясений. Включая обострение ситуации в Северной Ирландии: в 1972 произошло Кровавое воскресенье с расстрелом рабочих британскими десантниками. Обескровленное ирландское сообщество сплачивается против террора.

Интересно и то, что в тот же год вышел «Изгоняющий дьявола», классический фильм о происках Сатаны и тщетности попыток противостоять ему со стороны христианского общества. В качестве шуточной антитезы «Заповедь зла» можно было бы назвать «Приглашающая дьявола»: довольно скоро становится очевидно, что дочь Агаты, которую та настойчиво скрывала до 17-летнего возраста (именно столько длится голод в поселении ирландских отщепенцев), не совсем земного, и уж точно не райского, происхождения. Один из героев прямо на это намекает, задавая вопрос – у Одри есть мать, но кто отец? Впрочем, та не скрывает своей тёмной натуры (играет её, кстати, демонически красивая дебютантка Джессика Рейнольдс). Загадочные соседки Агаты, которым та возит еду, явно занимаются отнюдь не гаданием на кофейной гуще. Месть незаконнорожденной девушки по ведьминым рецептам в отношении оскорбивших её семью сельчан будет жестокой и изощрённой: она заставит всех гнить изнутри, насытит тела животных смертоносным ядом и выцедит всю злобу из своих врагов кровавой рвотой.

«Заповедь зла» по итогу оказывается фильмом про жадность и конформизм, почти библейской притчей, вот только это Евангелие как будто написал один из апостолов дьявола. Бесплотное, разлитое в воздухе зло в нём является главным актором, и, неожиданно, оказывается самым разумным учителем, куда более здравомыслящим, чем занудный церковный жрец, чья паства уже давно не доверяет его демагогии. Смотреть такое кино понравится далеко не каждому, ведь любители морализаторских сказок предпочтут иметь почву под ногами в виде хотя бы одного положительного персонажа. Зато тем, кто эффектности исполнения предпочитает глубину формы, будет где разгуляться на просторах земли обречённой.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 39.06MB | MySQL:112 | 0,653sec