«Астрал. Семейный обряд»: семья – то, что у тебя внутри
В российский прокат выходит австрийский хоррор «Астрал. Семейный обряд», в котором переплетаются темы оккультизма и похудения. Подробнее о столь необычном сочетании – в рецензии Дмитрия Соколова.
«Астрал. Семейный обряд» / Family Dinner (2022)
Режиссёр: Петер Хенгль
Сценарий: Петер Хенгль
Оператор: Габриэль Краянек
Продюсеры: Лола Басара, Александер Глер, Анник Манер, Джоанна Шерц, Ант Тимпсон
Сими (Нина Катляйн) приезжает в гости к тёте Клаудии (Пиа Хирцеггер), известной специалистке по диетам. Сама тётушка и её муж Стефан (Михаэль Пинк) встречают девочку вполне радушно, а вот их сын Филипп (Александр Сладек) сразу же начинает тихо ненавидеть гостью. Несмотря на его подколки, Сими решает остаться в доме родственников до Пасхи и отметить праздник с ними. Поначалу девочка рассчитывает, что Клаудия поможет ей избавиться от излишнего веса, но вскоре Сими замечает вокруг всё больше неприятных странностей, и приходит к выводу, что семья тёти готовится отнюдь не к обычной пасхальной трапезе.
Режиссёрский дебют Петера Хенгля, ранее писавшего в основном сценарии к сериалам, на первый взгляд выглядит как психологический хоррор о подростковых проблемах с восприятием собственного тела. Но по мере развития сюжета фокус внимания плавно смещается с вопроса о силе и причинах желания Сими похудеть на исследование дисфункциональной семьи.
События фильма происходят в течение одной недели, и по мере того, как Сими знакомится с обычаями родственников, градус напряжения медленно, но уверенно растёт. При этом ничего собственно пугающего вокруг долгое время не происходит. Сими лишь наблюдает за натянутыми отношениями Клаудии и Филиппа, а заодно знакомится с необычными правилами в семье. По отдельности каждая такая мелочь, будь то найденная на кровати дохлая мышь или привычка Клаудии досконально проверять телефон сына перед сном, вполне объяснима и даже прозаична.
Нет здесь и скримеров, а также каких-то кровавых подробностей. Единственный «физиологичный» эпизод показан в самом финале и оформлен в максимально щадящем для зрителей ключе. Даже саспенс-сцен немного, хотя работают они эффективно: взять хотя бы момент, когда Сими читает собранные Клаудией заметки для книги. Общий визуальный минимализм подчеркивается серовато-чёрной цветовой гаммой, отсутствием ярких красок и редким использованием музыки. «Семейный обряд» — типичный слоубёрнер: хоррор, в котором медленный темп работает на поддержание атмосферы смутной, но постоянной тревоги.
Это чувство нарастающего беспокойства — главное достоинство фильма, которое Хенгль успешно сохраняет от начала до конца. И даже когда сценарий даёт прозрачные намёки на то, что за ритуал ожидает Сими в конце недели, раскрытие карт никак нельзя назвать преждевременным. Вся интрига с загадочным ритуалом и оккультными практиками здесь не более чем предлог для того, чтобы изучить логику благополучных и внешне современных людей, ради своих ценностей готовых на бесчеловечные поступки. По тематике «Семейный обряд» в этом смысле отчасти напоминает «Солнцестояние» или классического «Плетёного человека», однако Хенгля отличает от предшественников именно фокусировка на семье.
Конечно, в золотой фонд оккультных триллеров «Семейный обряд» не войдёт. Для этого сценарию ощутимо не хватает проработки сюжетных деталей и персонажей, равно как и более плотной увязки всех затронутых тем воедино. Но в качестве приглашения к размышлению о банальности (родительского) зла, фильм работает очень даже неплохо.