«ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ»: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТЕЛО ПОЮ!
Сегодня на экраны российских кинотеатров выходит давно ожидаемый сайфай «Призрак в доспехах». RussoRosso рассказывает, почему этот фильм стоит не просто смотреть, а пересматривать.
«Призрак в доспехах» / Ghost in the Shell (2017)
Режиссер: Руперт Сандерс
Сценарий: Джейми Мосс, Уильям Уилер (по комиксу Масамунэ Сиро)
Оператор: Джесс Холл
Продюсеры: Эри Арэд, Майкл Костиган, Стивен Пол и др.
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип Paramount» (в прокате с 30 марта)
Обозримое будущее. Город, одновременно похожий на Гонконг и на декорации фильма «Бегущий по лезвию» (1982). Мира, она же Майор (Скарлетт Йоханссон), — первоклассная боевая единица корпорации «Ханка», готовая к самым опасным заданиям и не всегда слушающаяся начальника Арамаки (Такеши Китано). Она и ее напарник Бато (Йохан Филип Асбек из «Бен-Гура» (2016) и «Игры престолов») идут по следу искусственного разума и его армии киборгов, которые убивают одного за другим всех специалистов по симбиозу человека и машины. А еще Мира — киборг, механическое тело с мозгами и душой человека, тот самый призрак в доспехах из названия. Она может прыгать с небоскреба, с оружием наперевес влетать сквозь закрытые окна в помещения, гонять на мотоцикле и становиться невидимой. Иногда в самые неожиданные моменты ее тревожат флешбэки из прошлой жизни, и тут достаточно одного визита к по-матерински заботливому доктору Уле (триумфальное возвращение Жюльет Бинош во втором блокбастере после «Годзиллы», 2014) и чистки операционной системы, чтобы пугающие видения отступили. Однако они все равно возвращаются к Мире снова и снова, а мотивации и претензии главного злодея со временем оказываются, скажем так, вполне справедливыми. В конце концов, корпорации существуют не для того, чтобы нести в мир добро, — вспомним хотя бы родственного этому фильму «Робокопа».
Экранизация культового японского мультфильма режиссера Мамору Осии, снятого по комиксам в 1995 году, многим внушала опасения прежде всего из-за выбора актрисы на главную роль. Меж тем лучшей кандидатки, чем Йоханссон, пожалуй, нельзя и представить. Мало того что актриса показала свою ловкость и боевитость уже не в одном фантастическом экшне («Люси» (2014) Люка Бессона, Наташа Черная вдова Романофф из вселенной Marvel), из нее получился еще и отменный пришелец («Побудь в моей шкуре» (2013) Глейзера). В образе киборга у Йоханссон прекрасно все — от лица с каменным выражением, по которому иногда пробегают разряды эмоций, и чудо-походки до непременного костюма телесного цвета. Все претензии насчет не совсем азиатской внешности отмел даже режиссер мультфильма: его рисованная героиня тоже была отнюдь не японкой. Возможно, поклонникам творения Осии сюжет фильма покажется слишком примитивным, своего рода киберпанковой версией «Франкенштейна», однако и они все же смогут порадоваться: некоторые сцены пересняты если не покадрово, то с большим уважением к оригиналу. Тут даже есть небольшой бонус: нам объяснят, как Бато поменял свои глаза на камеры. Но хватит про историю; кино — это все-таки еще и картинка.
Прежде всего стоит отметить, что режиссер Руперт Сандерс намного лучше поработал с визуальной частью картины, чем в «Белоснежке и охотнике» (2012). Если принять как должное, что фильм Ридли Скотта про репликантов до сих пор остается лакмусовой бумажкой для всех создателей футуристических саг, то не стоит вменять в вину Сандерсу сильную вторичность урбанистических панорам. Его город — концентрационный парк развлечений, цифровой ад на земле, состоящий из обклеенных голографическими заплатами рекламы небоскребов. Да, это зрелищно, но таким CGI уже никого не удивишь. Вот когда режиссер отвлекается от вида сверху на мизансцены, начинается самое интересное. Робот-гейша убивает замечательного актера Майкла Уинкотта и превращается в огромного паука. Ангельски-демонический лик Майкла Питта украшен металлическими «родимыми пятнами». Фееричный, достойный аплодисментов выход Такеши Китано с револьвером в руке против вооруженных автоматами киллеров. Майор выныривает со дна реки и пьет пиво со своим напарником на катере, почти как Мартин Риггз из «Смертельного оружия». Эти сцены превращают «Призрака в доспехах» из первого фильма очередной франшизы в достойный фантастический экшн, который хочется пересматривать.
В картине есть и диалог, вполне подходящий для эпиграфа. Покопавшись в своей прошлой, еще человеческой жизни, героиня Скарлетт узнаёт свое настоящее имя и обретает семью. «Как тебя звали?» — спрашивает у нее Бато. «Матоко», — отвечает она. «Ну, Майор тоже неплохо», — заключает напарник. В самом деле, не поспоришь — очень неплохо.