«Матрица: Воскрешение»: Продолжение или фанфик?

«Матрица: Воскрешение»: Продолжение или фанфик?

В прокат выходит «Матрица: Воскрешение» — новая часть культовой франшизы про виртуальную реальность, восстание машин и полеты во сне и наяву. Дмитрий Соколов рассказывает о том, что нового приносит четвертый фильм в одну из самых популярных киновселенных нашего времени.


«Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections (2021)
Режиссер: Лана Вачовски
Сценарий: Лана Вачовски, Дэвид Митчелл, Александр Хемон, Лилли Вачовски
Операторы: Даниэль Массаччеси, Джон Толл
Продюсеры: Грант Хилл, Джеймс МакТиг, Лана Вачовски и др.


Томас Андерсон (Киану Ривз) – знаменитый геймдизайнер, живущий в Сан-Франциско и работающий над новой частью популярной видеоигры. В прошлом у него — попытка самоубийства, в настоящем — странные галлюцинации, поэтому он исправно посещает психоаналитика (Нил Патрик Харрис). До поры до времени Томасу удается убедить себя в том, что он живет нормальной жизнью – но ровно до тех пор, пока в его офисе не появляется таинственный незнакомец Морфеус (Яхья Абдул-Матен II), предлагающий ему принять красную таблетку и вспомнить все.


Почти четверть века назад первая «Матрица» перевернула кинематограф, соединив философию, боевые искусства и фантастику в невероятно мощном фильме, на годы опередившем свое время. Успех оригинального фильма был подкреплен выходом второй и третьей частей в начале 2000-х, но после этого история Нео, Тринити и Морфеуса считалась законченной: Лили и Лана Вачовски неоднократно заявляли о том, что «Матрица» должна оставаться трилогией. Но несколько лет назад Лана изменила свое мнение, решив снять четвертую часть самостоятельно.

Конечно, есть серьезные основания считать, что это решение – источник всех больших проблем в новой «Матрице». Три прошлых фильма составляли единое целое не только с точки зрения стиля, но и сюжета, а также сквозных тем. В «Воскрешении» же с самого начала задается ироническая – даже комедийная – интонация, резко диссонирующая с трилогией. Особенно много шуток (причем очень прямолинейных) в первые полчаса, когда Томас еще не осознал свою избранность, и вплотную занимается разработкой игры про виртуальную симуляцию реальности. Хотя по мере развития событий тон постепенно станет более серьезным, фильм так и будет до самого конца колебаться в диапазоне от пародии до претенциозного сиквела.


Другая серьезная – пожалуй, самая глубокая – проблема «Воскрешения» связана с проработкой сюжета. Сценарий, хоть и пытается логически развивать многие темы, намеченные в прошлых частях, зачастую не проговаривает очень важные детали даже скороговоркой. Так, например, в новом фильме вновь появляется, хотя и в другом обличии, агент Смит (Джонатан Грофф) – зачем он в новой Матрице (и как он вернулся к жизни после гибели в триквеле) остается за кадром. Как именно возникла новая версия Матрицы и как в ней вновь оказались миллионы (если не миллиарды) людей – тоже остается без пояснений. Зачем, наконец, Нео стремится пробудить память в Тринити (кроме чисто сентиментальных причин) – опять-таки неясно, несмотря на то, что это центральная задача Избранного.

При этом целый ряд ранее обозначенных во франшизе тем получает неожиданно хорошо продуманное развитие. Например, в «Воскрешении» намного более важную роль играет проблема зависимости людей от внешнего контроля, на что напирает главный злодей. Или вопрос о связи Нео и Тринити, важный в «Перезагрузке», здесь обретает новый оттенок, указывающий на важность любви как взаимной связи.


Хватает в новой «Матрице» и экшн-сцен, пусть и оформлены они зачастую крайне обрывочно. И дело не в клиповом монтаже, а скорее в отсутствии хорошо поставленной операторской работы, когда отдельные красивые ракурсы не складываются в захватывающую картинку. Кое-где и вовсе сложно удержаться от смеха – как в сцене совместного полета Тринити и Нео под конец фильма.

Что касается актерских работ, то помимо традиционно органичных во франшизе Ривза и Кэрри Энн-Мосс, стоит отметить харизматичного Патрика Харриса, легко затмевающего собой новую версию агента Смита. Про обновленную команду Нео что-то определенное сказать сложно, поскольку они играют в сюжете сугубо декоративную роль, даже появление Джады Пинкетт-Смит здесь выглядит скорее данью фансервису, а не логически обоснованным ходом. Фансервиса в фильме вообще поразительно много, причем чрезвычайно бесхитростного и лобового. Раз за разом в воспоминаниях Нео мелькают кадры из прошлых частей, каждый второй персонаж шутит на тему культовых цитат из «Матрицы», и так далее.

Выглядит все это не как монументальное продолжение культового суперхита, а как амбициозный фанфик, написанный умными людьми, которым изменяет чувство меры. И смотрится также: местами интересно, нередко любопытно, но чаще всего – откровенно нелепо и кринжово.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.92MB | MySQL:103 | 1,181sec