«Придержи тьму»: Час волка


ПРОКЛЯТИЕ

На Netflix состоялся релиз мистического северного триллера Джереми Солнье. Режиссер «Руин прошлого» (2013) и «Зеленой комнаты» (2016) и в этот раз не ударил в грязь лицом.


«Придержи тьму» / Hold the Dark (2018)

Режиссер: Джереми Солнье
Сценарий: Мэйкон Блэр по книге Уильяма Джиральди
Оператор: Магнус Норденхоф Йонк
Продюсеры: Расселл Экерман, Ева Мария Дэниелс, Нил Копп и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 28 сентября)


Городок Килут на Аляске выглядит как крайняя точка цивилизации: заторможенная и неспешная, почти сельская жизнь, лютые ветра, холодные горы и снежные пустоши. Именно сюда приезжает страдающий депрессией Рассел Кор (Джеффри Райт из «Мира Дикого Запада»), писатель и специалист по поведению животных. Недавно он получил приглашение от молодой женщины Медоры Слоун (Райли Кио), которая просит выследить и убить волка, утащившего ее сына. Для Рассела это обернется путешествием к центру не столько волчьей, сколько человеческой натуры, и закончится далеко за пределами предписаний цивилизации.

<
>

В своем четвертом полнометражном фильме американец Джереми Солнье держит марку: это полновесное исследование на тему неотвратимой поступи судьбы. «Придержи тьму» — самый длинный фильм режиссера, а его неспешность задается как темой, так и местом действия: на морозе кровь медленнее циркулирует по телу, зато красиво выглядит на белоснежном снегу. Сценарий Мэйкона Блэра, постоянного актера Солнье, основан на детективе современного писателя Уильяма Джиральди и рассказывает мрачную некомфортную историю, основанную на поверьях Аляски.

Пожилая женщина рекомендует писателю идти за злом не в лес, а к Медоре (правдивость этих слов подтверждает странная сцена, в которой девушка разгуливает обнаженной в деревянной маске волка), а кроме того напоминает, что дикие звери приходят в городок не в первый раз: их предыдущий визит обернулся кровавой баней. Без массовых убийств не обойдется и сейчас: одна из лучших сцен фильма — напряженная почти десятиминутная перестрелка с множеством жертв. Помимо того, когда тело пропавшего мальчика находят (это происходит быстро), в город возвращается его отец Вернон (Александр Скарсгард), сумрачный и немногословный военный, прикоснувшийся к смерти в битве за иракский город Фаллуджа. Вернувшись из песчаной пустыни домой, он начинает искать жену, по пути расправляясь с каждым, кто встает у него на пути.

<
>

Если проводить параллель с классикой, то «Придержи тьму» можно сравнить с «Апокалипсисом сегодня» (1979), только в конце этого путешествия к сердцу тьмы мы не найдем полковника Курца. У Солнье зло не персонифицируется в одном персонаже, а разлито в воздухе, живет в зверях, людях и безжалостных местных ландшафтах. «Придержи тьму» поддерживает атмосферу беспросветной мглы при помощи мастерской работы со светом: герои часто остаются в тени и тонут в полумраке даже в помещениях, а их мимика не так выразительна по сравнению с поступками. Новый фильм Солнье никуда не торопится, позволяя сценам длиться ровно столько, сколько нужно: кому-то это может показаться скучным и затянутым зрелищем, но это специфика своеобразного драйва с нордическим отстраненным характером. Это нелегкое и изматывающее путешествие задает много вопросов и ведет по ложному следу: так фильм подсказывает доверять не разуму, а инстинкту.

Звериное насилие и поступки персонажей не поддаются никакой логике, и неудивительно, что главный герой — рассказчик и психолог — может только интуитивно понимать, куда направляются Вернон или Медора, но не может ничего им противопоставить или остановить их. Местный шериф признается, что не понимает мотивов мужа и жены, на что Рассел замечает, что ответы, может, и есть, но не факт, что они вписываются в привычную логику. Иррациональное зло и неоправданная жестокость проступают на деревянной волчьей маске — здесь она выражает гораздо больше, чем лицо. «Придержи тьму» размывает границы между природным и искусственным: Аляска в фильме оказывается не только географическим окончанием цивилизации, но и крайней точкой для всего человеческого.

Читайте также:

Рецензия на «Калибр»
Режиссерский комментарий: «Зеленая комната»

Share on VK
Марат Шабаев

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Александр

    Очень впечатляюще написано. Буду смотреть. Про холода с их приближением актуально также. Спасибо за рецензию.

  • Vladimir Gryaznov

    А мне вот что-то совсем не зашло — одно из главных разочарований года.

  • Tamerlan Shabanov

    Хорошая рецензия, суть фильма передана вполне себе верно.

    Но по ходу просмотра у меня возникла мысль, что поведение Медойры и Уоррена есть отражение волчьей стаи. Когда главный герой встретил ее, волки пожирали своего младенца, как и молодая мать убила своего сына. Так же, как и волки, безумная чета пощадила охотника, который отказался убивать их.
    Ну и самое интересное — скорее всего, гроб с телом сына пошел на корм хищникам леса.

    Но возникает вопрос — если чета Слоунов сама убила сына, копируя поведения волков, то что делал друг Уоррена? Он чтил местные поверья, и помог схоронить мальчика согласно им, но дух волка не коснулся его, ведь своих детей он не убивал. Но зато грохнул весь составлю полицейского участка. Может, Уоррен и его дочь убил, но скрыл? Ведь «волки» — метафора природных законов, со своими порядками, где понятия зла нет, как такого, от того нам не понятны мотивы волков, пожирающих детеныша, и главного злодея. Но зачем он перестоял полицейских?

    Мне не очень понятен мотив друга-индейца, но интересная тема детей. Офицер полиции , и главный герой — оба жаждут встречи с детьми, но один из них ее лишен, а другой видится с дочкой, которую не видел много лет. Может, офицер полиции собирался «убить волков», и они не были милосердны к нему, в отличие от его иноземного соратника? Но что это значит? Закон природы как бы говорит, что дети-будущее, как сказал индеец, и его надо заслужить, заслужить уважением к ним (законам)?

    Не знаю, имеет ли смысл об этом говорить, и значит ли это что то. Но похоже, что у фильма есть какая то своя философия, о которой можно подумать. У каждого ли хоррора есть такая?

  • Николай Петраков

    Фильм редкостная какка! Сравнивают с Фарго и подобным, но сюжета нет! Одни непонятки, додумай сам. Кал полный!

WordPress: 12.08MB | MySQL:122 | 0,957sec