«Классическая история ужасов»: Мертвый канал

14 июля на Netflix вышел итальянский хоррор «Классическая история ужасов», не слишком тепло встреченный как зрителями, так и критиками. О том, что проглядели те и другие — читайте в рецензии Дмитрия Соколова


«Классическая история ужасов» / A Classic Horror Story (2021)
Режиссер: Роберто Де Фео, Паоло Стрипполи
Сценарий: Лучио Безана, Роберто Де Фео, Паоло Стрипполи и др.
Оператор: Эмануеле Паске
Продюсеры: Иджинио Страффи, Маурицио Тотти, Алессандро Усай и др.


Элиза (Матильца Лутц) садится в машину, арендованную через каршеринг, чтобы добраться до родительского дома в Калабрии, на самом юге Италии. Вместе с нею едут хмурый врач Рикардо, жизнелюбивая парочка София и Марк, а за рулем — болтливый Фабрицио, студент киношколы, видеоблоггер и фанат хоррора. Поначалу поездка идет хорошо, но после того как Марк решает сменить Фабрицио за рулем, ребята попадают в аварию — и приходят в себя неподалеку от поляны, окруженной густым лесом. С этого момента их жизнь начнет превращаться во все более и более сюрреалистический кошмар, из которого будет почти невозможно выбраться.

На первый взгляд фильм Роберто Де Фео и Паоло Стрипполи выглядит хоть и старательной, но лишенной каких-то ярких особенностей стилизацией под джалло, важнейший жанр итальянской школы хоррора. Сочные, тщательно подобранные цвета, красивая операторская работа, тягучая, обволакивающая музыка — визуальные компоненты здесь изначально преобладают над сюжетными поворотами. Тем более, что завязка, как справедливо замечает один из героев, ровно такая же, как в классическом фильме ужасов. Одиноко стоящий дом, сломавшаяся машина, заблудившиеся в непролазном лесу молодые люди — все эти детали миллион раз встречались в бессчетном количестве хорроров, от «Зловещих мертвецов» через «Ведьму из Блэр» до «Солнцестояния».

Но по мере того, как герои будут все более активно пытаться выйти из лесной западни, сценарий начнет аккуратно разворачиваться в неожиданном направлении. Человеческие жертвоприношения, зловещая легенда об основателях мафии, оккультисты в красно-черных балахонах — то, что поначалу может казаться бессвязной мешаниной штампов в итоге оказывается элегантным, исполненным мрачного юмора, рассказом о той власти, которую кинематограф — и в особенности хоррор как самая экстремальная его форма — имеет над человеческим сознанием.

Для фильма, в котором сценарий писало аж пять человек, «Классическая история ужасов» оказывается на удивление целостным художественным произведением. Это единство поддерживается не только благодаря сюжету, но и общему стилю, который вовсю эксплуатирует специфику итальянского Юга, региона, где, согласно преданиям, и зародилась знаменитая мафия. Причем здесь обмана нет, съемки проходили в той же самой Калабрии, где происходит действие фильма: сочетание живописной природы с чудовищными событиями порождает особенно сильный контраст, который создатели фильма умело используют во многих сценах. И хоть аналогии с лентами типа «Хостела» или «Ритуала» заметны, все же по своей тематике работа Де Фео и Стрипполи намного ближе если и не масштабной «Хижине в лесу», то «Крику». Правда, в отличие от крэйвеновской классики, здесь выдерживается намного более тонкая — и реалистическая, а оттого более дискомофртная — интонация. В серьезной подаче спрятана и модная сейчас самоирония, однако чтобы ее в полной мере оценить, стоит дождаться финала и посмотреть пост-титровую сцену. Если в итальянском хорроре начала 2020-х есть hidden gem, то «Классическая история ужасов» может смело претендовать на это звание.

 

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.9MB | MySQL:101 | 0,744sec