«Lapsis»: Uber-экономика в действии
В онлайн выходит «Lapsis» — камерная инди-фантастика, уже собравшая немало лестных отзывов зарубежной критики. О том, что понравилось иностранным коллегам (а также том, на что они не обратили внимания) — читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Падшие» / Lapsis (2020)
Режиссер: Ноа Хаттон
Сценарий: Ноа Хаттон
Оператор: Майк Гомес
Продюсеры: Тейлор Хесс, Джесси Миллер, Джозеф Варка и др.
В мировой экономике — бум квантовых компьютеров, на этом пытаются заработать все, кому не лень. Только что уволенный Рэй (Дин Империал), вынужденный заботиться о заболевшем брате, отчаянно нуждается в деньгах и решает взяться за непыльную, но прибыльную работу — стать кабельщиком. Для того, чтобы поддерживать работу сверхмощных квантовых систем, необходимо постоянно прокладывать все новые и новые кабели. Делать это могут и миниатюрные дроны-поисковики, но без людей им все равно не обойтись, поскольку искусственный интеллект далек от совершенства. Купив лицензию у знакомого барыги, Рэй отправляется в лес и начинает тащить все новые и новые мотки кабелей, зарабатывая одну тысячу долларов за другой. Но, как и следовало ожидать, с этой простой на первый взгляд схемой все не так однозначно, вскоре у Рэя возникают неожиданные проблемы.
«Lapsis» — второй полный метр Ноа Хаттона, до этого снимавшего короткометражки и документальное кино. Поначалу фильм действительно напоминает документалку: погружение в жизнь обычного человека, решившего воспользоваться преимуществами очередного бума в экономике. Строго говоря, фантастический компонент у Хаттона довольно незначителен и служит скорее фоном, на котором разворачивается история кабельщика-новичка Рэя и Анны (Мадлен Уайз), его новой знакомой, тоже занимающейся прокладкой кабелей. Но постепенно на первый план выходят не личные передряги главных героев, а социальный комментарий. Хаттон (здесь он не только режиссер, но и сценарист, и композитор, и монтажер) использует ситуацию с «квантовым бумом» для того, чтобы проиллюстрировать лицемерие крупных корпораций, наживающихся на энтузиастах новых технологий. Под видом разговоров о свободной конкуренции, как выясняется, процветает структурное неравенство участников, позволяющее корпорациям эксплуатировать кабельщиков и забирать себе львиную долю создаваемого ими богатства. Этот аспект сюжета прописан отлично, именно он привлек внимание зарубежных критиков, высоко оценивших «анти-корпоративную» тональность фильма.
Проблема, однако, в том, что после знакомства с персонажами и разворачивания основной идеи, «Lapsis» начинает буксовать, заметно снижая свой и без того медленный темп. Под самый конец начинают происходить какие-то интересные события, но к этому моменту уже крепнет ощущение, что многие сюжетные линии Хаттон доделывает, спустя рукава, что судьба героев фильма его самого не очень волнует. К тому же фильм идет почти 2 часа и выглядит неоправданно затянутым для настолько простого сюжета: из истории можно легко удалить пару-тройку необязательных сцен, сократив метраж на 15-20 минут. В какой-то степени эту ситуацию сглаживают хорошие актерские работы и (местами) любопытные диалоги, но все же не покидает мысль о том, что в качестве эпизода «Черного зеркала» длиной минут 50 эта история смотрелась бы намного лучше.