«Месть Лиззи Борден»: Каша из топора

В прокат вышел новый фильм про знаменитую убийцу Лиззи Борден, но мы не спешим рекомендовать его ни фанатам хоррора, ни любителям байопиков.


«Месть Лиззи Борден» / Lizzie (2018)

Режиссер: Крейг Уильям Макнейл
Сценарий: Брайс Касс
Оператор: Ной Гринберг
Продюсеры: Наоми Депре, Хлоя Севиньи, Джошуа Бечов и другие
Дистрибьютор в России: «Престиж Кино» (в прокате с 7 февраля)


4 августа 1892 года в маленьком американском городе Фолл-Ривер произошло жестокое убийство: местного жителя и его жену зверски зарубили топором. В произошедшем обвинили Лиззи Борден, дочь убитого мужчины от первого брака. Суд оправдал девушку, но дело успело обрасти огромным количеством слухов и домыслов.

Сегодня имя Лиззи Борден известно очень широко: про нее ставили оперу, писали книги и снимали фильмы. Борден упоминается в «Сверхъестественном», «Симпсонах», ее дважды сыграла Кристина Риччи («Лиззи Борден взяла топор» (2014), «Хроники Лиззи Борден», 2015). Но режиссер Крейг Уильям Макнейл («Мальчик», 2015) предлагает не самую популярную версию убийства — как акта отмщения дочери отцу-тирану. Состоятельный, но скупой отец семейства Борден насилует новую служанку (Кристен Стюарт) и плохо обращается с Лиззи (Хлоя Севиньи): он недоволен ее самостоятельными походами в театр, вечно скандалит и хочет оставить все наследство жене (мачехе Лиззи) или скверному дядюшке. К тому же у абсолютно одинокой Лиззи просыпаются чувства к служанке. Лесбийская тема получает развитие в нежном затравленном взгляде Стюарт и покровительственном поведении Севиньи, которые читают Шекспира в голубятне и робко целуются, когда рядом никого нет.

Эта фантазия на тему реального преступления роднит «Месть Лиззи Борден» с фильмами по известному делу сестер Папен. «Сестра моя сестра» (1994) Нэнси Меклер и «Церемония» (1995) Клода Шаброля были сфокусированы на темах инцеста и лесбийских отношений, дополненных мотивом классовой ненависти. Макнейл тоже походя касается социального неравенства (Эндрю Борден отобрал землю у малограмотных крестьян), не фокусируясь на нем слишком сильно, а в качестве главной интриги оставляет вопрос: как произошло убийство? Но разгадка, к сожалению, оказывается достаточно скучна.

Сценарий Брайса Касса выстроен так, чтобы поддерживать интерес зрителя к тайне преступления, но разрешение не привносит в историю семьи Борден ничего нового, ведь в сюжете эксплуатируется озвученная ранее версия: американский писатель-детективщик Эд Макбейн уже писал о возможных лесбийских отношениях Лиззи и служанки Бриджет Салливан. Состоятельность фильма Макнейла как исторического байопика также остается под вопросом: американское «Общество друзей Лиззи Борден» и сейчас настаивает на невиновности девушки, а фильм в лоб проговаривает, как и что было сделано. Но сильнее всего здесь утомляют нарративные причуды: «Месть Лиззи Борден» открывается сценой с трупами, затем действие перемещается на полгода назад, к середине фильма возвращается к убийству, а в самом конце преступление показывается снова, уже в подробностях. Из кровавой и загадочной истории у Макнейла получилась блеклая по цветам костюмная инди-драма, в которой нет места полноценному портрету героини. Это пресное кино, лишенное запаха и вкуса: не сырое мясо, а каша, сваренная из топора столетней давности.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 13MB | MySQL:216 | 0,305sec