«Малыш Джо»: Цвета и цветы
В российском прокате прошел яркий англоязычный дебют Джессики Хауснер «Малыш Джо». Разбираемся в этом неординарном гибриде зрительской фантастики и фестивальной драмы.
«Малыш Джо» / Little Joe (2019)
Режиссер: Джессика Хауснер
Сценарий: Жеральдин Байяр, Джессика Хауснер
Оператор: Мартин Гшлахт
Продюсеры: Филипп Бобер, Мартин Гшлахт, Джессика Хауснер и другие
Дистрибьютор в России: Russian World Vision (в прокате с 21 ноября)
Селекционер Элис (Эмили Бичем) бьется над главной проблемой человечества: как сделать так, чтобы все стали счастливы? Подобным вопросом задавался еще главный герой «Сталкера», но рыжеволосая ученая нашла действенный ответ. Команде под ее руководством удалось вырастить ярко-красный цветок, который пичкает людей окситоцином. Понюхав один раз, останешься счастлив навсегда — главное, не забывать заботиться о чудо-растении.
Антидепрессант с пушистым бутоном не помешал бы и самой героине: она зациклена на работе, так что времени на сына Джо (Кит Коннор) не остается вовсе. Вроде обычное дело, но Элис расстраивается, не может ничего поделать, но при этом отдавать ребенка бывшему супругу тоже не собирается. Застенчивый коллега по работе (Бен Уишоу) постоянно пытается куда-нибудь пригласить героиню, но его попытки разбиваются об ее внешнее равнодушие.
Спокойный быт Элис меняется, когда «Малыш Джо» (да, экспериментальный цветок назван в честь сына) начинает проявлять незапланированные свойства. Сначала погибают соседние цветы, потом сходит с ума собака одной из сотрудниц, а затем все вдохнувшие пыльцу начинают вести себя подозрительно: они безмятежны и счастливы настолько, что хотят подарить эту радость всему миру.
«Малыша Джо» часто сравнивают с эпизодом «Черного зеркала», растянутым до полнометражного формата. Такая аналогия не вполне уместна, поскольку технофобский сериал обладает ярко выраженной сатирической интонацией, а фильм австрийки Джессики Хауснер предельно серьезен, хотя описание сюжета и настраивает на фестивальный ремейк «Магазинчика ужасов».
Пятая полнометражная работа Хауснер участвовала в каннском конкурсе и получила Золотую ветку за лучшую женскую роль для Бичем — награда не столько спорная, сколько компромиссная. К тому же «Малыш Джо» берет зрителя не актерской игрой, а визуальным рядом, подчеркивающим параноидально-настороженный сюжет. Камера существует в этом герметичном мире будто невидимый наблюдатель. Она монотонно раскачивается под потолком теплицы, безучастно фиксируя малейшие изменения обстановки, и следует за Элис домой, где ее сын Джо и его цветок-тезка знакомятся друг с другом.
Изменившиеся герои фильма пугают Элис прежде всего заверениями, что с ними все в порядке, а вот с ней самой явно что-то не так. «Малыш Джо» предполагает и такую газлайтинг-интерпретацию: а что если всю эту историю выдумала Элис, которая немного не в себе? Нестабильный нарратив поддерживается резким саундтреком, составленным из композиций японского авангардного музыканта Тейджи Ито.
«Малыш Джо» не предлагает никакой морали в финале: какой вывод может быть из фильма, где зритель никогда не уверен в губительной силе монстра? Зато фильм Хауснер интересно рассматривать как развитие мысли о том, что мы живем в эпоху эмоций. Абсолютно нормально быть депрессивным и недовольным своей жизнью, а вот попытка сделать всех счастливыми попахивает позитивным фашизмом. Невеселый, в общем-то, сюжет скрашивается цветовым решением фильма: «Малыш Джо» выглядит как законченное произведение искусства с его салатовыми лабораторными халатами, уютными оттенками домашних интерьеров и кроваво-красными бутонами. Да, за нами следят, вокруг подменыши, а плохое настроение вот-вот приравняют к преступлению — зато смотрите, как вокруг красиво!