«Мизантроп»: нельзя выиграть во всех битвах
«Мизантроп», триллер от Дамиана Сифрона («Дикие истории»), продаётся, как те самые триллеры, которые мы все так любили в 90-е — жестокий, откровенный, с характерными надломленными героями и массой жертв. Так ли это, разбирался Дмитрий Бортников.
«Мизантроп» / To Catch A Killer (2023)
Режиссёр: Дамиан Сифрон
Сценарий: Дамиан Сифрон, Джонатан Вэйкхэм
Оператор: Хавьер Хулия
Продюсеры: Стюарт Манашил, Аарон Райдер, Шейлин Вудли
Триллеры и детективы, к сожалению, давно ушли из кинотеатров в сериалы и телевизионные постановки — там легче развиваться, никуда не спешить, да и звёзды охотнее работают для онлайн-платформ, бюджеты другие, а творческих свобод больше. «Мизантроп» — будто чёртик, выпрыгнувший из запылённой шкатулки, забытой кем-то в 90-ые. Это кино отлично работает в формате герметичного триллера, где подозреваемые все, а мотивы убийцы такие, что достаточно сложно что-либо им противопоставить.
Новогодняя ночь в Бостоне омрачается серией из 29 убийств. Стрелок случайно выбирает жертв и не оставляет следов. И так как никто не знает, когда всё это может повториться, ответственный за расследование ФБРовец Джеффри Ламмарк собирает группу, приглянувшихся ему специалистов, для ускорения поисков и нестандартного взгляда на происходящее.
Одиннадцать продюсеров, включая Шейлин Вудли и тех, кто работал над фильмами Кристофера Нолана и Дени Вильнёва, помогли снять режиссёру «Диких историй» Дамиану Сифрону англоязычный полнометражный дебют. Он же придумал завязку истории, раскрутив её в полноценную двухчасовую картину. У Сифрона получился излюбленный поклонниками VHS триллер из далекого прошлого, когда полицейские ещё гонялись за преступниками и накал страстей создавался тем, что было непонятно, как вычислить убийцу, ведь он мог быть кем угодно, а в самых сумасшедших теориях даже одним из следователей.
Картина сразу помещает зрителей в эпицентр событий: с первых же секунд на экране начинают гибнуть люди, полицейские пытаются помочь пострадавшим и выясняют откуда велась стрельба, но тут же происходит взрыв… Авторы, иногда отвлекаясь на внешние факторы и истории героев, не всегда успевают за скоростью повествования, но в этих случаях подбрасывают эмоционально заряженные сцены и сюжетные повороты. Пока у ФБР и полиции нет зацепок, городские власти используют телевидение, радио и подкасты, транслируя через них закрытые материалы дела. И их не волнует, что это может привести к появлению подражателей и создать прецедент в других городах, ведь обстановка в городе и без того накалена, растут озлобленность и недовольство, а люди реагируют на другой цвет кожи, как на красную тряпку.
По-настоящему расследуют дело преступника с винтовкой лишь те, кому действительно не всё равно: давно списанный со счетов Ламмарк (Бен Мендельсон — актёр, давно доказавший, что может сыграть всё, что угодно) и молодая полицейская Элеонор Фалко, которая постоянно борется с собственными демонами и переносит всю свою злость на расследуемые дела. Её точно и серьёзно воплотила на экране Шейлин Вудли. Прикрывает их Маккензи (Джован Адепо), которому всегда есть что сказать, а появляется он в самые опасные и критические моменты.
Эта работа стала прыжком в карьере оператора Хавьера Хулия. Он только что отснял номинанта на Оскар за лучший иностранный фильм года, «Аргентину, 1985». Здесь же ему дали возможность экспериментировать и смотреть на историю совершенно не по-голливудски, позволяя жанру самому перезапускать себя, и не только благодаря картинке, но и тому, что Сифрон не жалеет никого из героев и готов в любой момент пожертвовать любым из них ради эффектного поворота, твиста или чтобы перевернуть привычный зрителям мир. Помогает «Мизантропу» выделяться среди других представителей жанра и композитор. Он из любой стандартной жанровой сцены делает произведение искусства, но это и понятно, ведь музыку к фильму писал любимчик братьев Коэн и Мартина Макдоны — Картер Бёруэлл.
«Мизантроп» — напряженный триллер, как минимум с тремя сценами (бойня в начале, стычка в ТЦ и развязка), которые легко могут стать каноническими для описания психологического состояния антагониста и быстро дать понять, что с ним шутки плохи. Новая работа Дамиана Сифрона — это попытка возродить давно исчезнувший с экранов жанр, которому ещё есть что сказать и куда развиваться, и у него поклонников точно не меньше, чем у экранизаций Marvel и DC. Нужно только напомнить, как это, когда мурашки незапланированно появляются, а отпускает сюжет только на финальных титрах. Значит, не все ещё потеряно: люди способны сопереживать и помогать друг другу, и всегда будут те, кто сможет найти и обезвредить убийц, какими бы у них ни были мотивы.