«Молчание ангелов»: без прошлого нет будущего
В прокат вернулись картины о серийных маньяках — неспешные истории, где главное не узнать, кто совершил все зверства, а услышать финальную речь, раскрывающую мотивы и историю убийцы. Дмитрий Бортников посмотрел датский триллер «Молчание ангелов» и напоминает, почему скандинавы удерживают звание рассказчиков самых суровых и жестоких историй.
«Молчание ангелов» / Englemageren (2023)
Режиссёр: Эсбен Тоннесен, Юлие Эльгор
Сценарий: Юсуф Отман, Юлие Эльгор
Оператор: Софи Каролин Гор
Продюсер: Юлие Эльгор
Полиция небольшого городка встревожена убийством молодой девушки. Для расследования они привлекают Лауру, сотрудницу запаса, хорошо разбирающуюся в киберпреступлениях. Вместе с новым напарником они пытаются вычислить убийцу, чтобы не допустить новых жертв. Маньяк же ведёт собственную игру и затягивает участников преследования в центр запутанной и мерзкой паутины.
Дания — страна, подарившая миру обоих Триеров и Николаса Виндинга Рефна, продолжает поставлять неоднозначные, актуальные истории, способные удивить и привлечь внимание даже самых насмотренных зрителей, считающих, что удивлять уже нечем.
Фильм поставлен дуэтом режиссёров, Эсбен Тоннесен и Юлие Эльгор. Вторая выступила на проекте и продюсером, и автором идеи, и исполнительницей одной из главных ролей. Создатели идут по, казалось бы, давно понятному и известному сюжету, но у них получается путать и интриговать зрителей на протяжении всего фильма — жестокостью, откровенностью и не всегда приятными особенностями соц. сетей.
Авторы «Молчания ангелов» вдохновлялись «Молчанием ягнят» Джонатана Демме и творчеством Дэвида Финчера, особенно «Зодиаком», «Девушкой с татуировкой дракона» и рассуждениями о природе жестокости в сценах с нелицеприятными и чудовищными убийствами.
Маньяк очень хочет, чтобы его поймали, поэтому постоянно подбрасывает полиции разные подсказки. Путает их, даёт надежду на скорое раскрытие дела и с наслаждением представляет, как они открывают новую подброшенную флешку с записью очередного убийства. Выбирая жертву, он пользуется хорошо понятным ему кодексом, который позволяет оставаться незамеченным и не даёт возможности следователям обойти его даже на самых опасных поворотах. Примечательно и то, что единственной, кто не видит в нём монстра, а считает глубоко забитым и недооценённым извращённым обществом человеком, становится мать. Это роднит фильм с «Пятницей 13» и монстрами из «Техасской резни бензопилой».
«Молчание ангелов» — типичный представитель любимого многими скандинавского триллера, который постоянно находится на грани между детективной частью расследования, жестокими убийствами, которые смакуют создатели, и личной жизнью тех, кто ведёт охоту, а уж она у них крайне запутанная и с обязательными скелетами в шкафу. По сюжету проекта герои ищут маньяка, но параллельно авторы фильма рассуждают и о том, как далеко можно зайти в субъективности, что сделать, чтобы дело стало личным, и как себя вести, когда «жертва», за которой все охотятся, отправляет правду СМИ в обход полиции.
Это кино понравится тем, кто был в восторге от «Охотников за головами», книг Ю Несбё и «Жести» Дениса Нейманда. Авторам удалось ухватить национальную традицию неспешных, но захватывающих триллеров, постоянно поддерживающих интерес и не сбавляющих оборотов на протяжении всего фильма.