«Хроники хищных городов»: London’s burning!

В России стартовал спродюсированный Питером Джексоном таймпанк-блокбастер. И нам кажется, что проект наобещал больше, чем сумел продемонстрировать.


«Хроники хищных городов» / Mortal Engines (2018)

Режиссер: Кристиан Риверс
Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс и Питер Джексон по роману Филипа Рива
Оператор: Саймон Рэби
Продюсеры: Дебора Форте, Питер Джексон, Аманда Уокер и другие
Дистрибьютор в России: UPI (в прокате с 6 декабря)


Неопределенное будущее. Прошли века с так называемой Шестидесятиминутной войны, раздробившей целые континенты. Города и села перестали быть точками на карте и теперь находятся в постоянном движении — причем те, что больше и сильнее, буквально пожирают слабых ради ресурсов и рабочей силы. Где-то на Востоке лежат оседлые поселения, а на равнинах Запада хозяйничает Лондон, в котором проживает скромный работник исторического музея Том Нэтсуорти (Роберт Шиэн). В город проникает таинственная Эстер Шо (Хера Хильмар) и пытается убить главу Гильдии историков (Хьюго Уивинг) — одного из главных людей Лондона. Покушение оборачивается провалом, и теперь Эстер с оказавшимся не в том месте и не в то время Томом стоят одни посреди раздираемой хищными городами пустоши. Молодые люди отправляются в путь, еще не зная, что примут участие в событиях, которые изменят этот мир.

Роман Филипа Рива «Смертные машины» увидел свет в 2001 году, но только сейчас получил идеальные условия для экранизации. Блокбастерная лояльность зрителей и любовь к франшизам, граничащая с безрассудством. Засилье young-adult-литературы и кинопродукции, вставивших железные удила рейтинга PG-13 в пасть даже наиболее взрослых жанровых развлечений вроде зомби и постапокалипсиса. И, конечно, возможность прокатить фильм в Китае, окупив самые амбициозные бюджетные траты. Кажется, что именно последний фактор превратил подростковое таймпанк-фэнтези Кристиана Риверса в безапелляционно детский фильм.

Визионера Питера Джексона, взвалившего на себя продюсерское бремя, впечатлила концепция муниципального дарвинизма, когда большие города пожирают поселения поменьше и постепенно истощают собственные охотничьи угодья. Тут есть где развернуться фантазии художников и талантам мастеров по спецэффектам. И действительно: визуальная часть — самая сильная сторона «Хроник хищных городов». Усиленный 3D-оптикой глаз не даст усомниться, что горы денег были потрачены не зря. Сложный дизайн гусеничного Лондона или ползущего на манер кивсяка городка Скаттлбатт, детально проработанные костюмы (от классических для стимпанка высоких ботинок до изысканного пиджака из пуговиц), масштабные панорамы — поначалу «Хроники» ошеломляют насыщенностью кадров, впопыхах пытаясь запихнуть в зрителя экспозицию и местный лор. Но стоит лишь привыкнуть к окружению, на смену радости от раздвижного собора Святого Павла приходит разочарование: кино безнадежно увязает в слякотном месиве из полувековых клише, мумифицированных диалогов и жанровых трюизмов.

И хотя ругать жанровое кино за классические элементы снобизм и моветон, «Хроники хищных городов» — случай особый: Джексон и Риверс, очевидно, считают необычный сеттинг достаточным, чтобы поддерживать зрительский интерес. Все же остальное — начиная от динамики повествования и заканчивая запредельным идиотизмом диалогов — нужно лишь для того, чтобы чем-то разбавить главные кадры: Лондон, прущий вперед на огромных гусеницах. Здесь есть Избранная в красном шарфике, ее любовный интерес с апломбом «последние-станут-первыми» и маниакально карикатурный злодей (относиться с таким попустительством к таланту Хьюго Уивинга почти противозаконно). Даже Junky XL снабдил видеоряд самым дженериковым саундтреком, на какой только был способен.

Фильм хоронят сами же создатели, и от этого становится вдвойне обидно. Например, протагонистке Эстер Шо дважды выпал шанс собственноручно разрубить комплекс Электры , но куда там — у Риверса история не терпит экивоков. И так во всем: только-только картина, отойдя от функциональных диалогов, начинает заигрывать с марксизмом, как вмешивается какая-то глупость и стирает даже намеки на богатый контекст. Досталось и персонажам: камера сама подводит Тома и Эстер к поцелуям — не раз, не два, а целых три, — только омелы не хватает. И все лишь затем, чтобы неловко сдать назад: извините, у нас лапки рейтинг.

От такого ломового нарратива и торчащих артефактов всем известных историй (а из пасти «Хищных городов», помимо всего прочего, свисает непереваренный кусок о Жестяном Дровосеке и его сердце из «Удивительного волшебника из Страны Оз») очень тяжело получить удовольствие. Единственный выход — если вместе с 3D-очками надеть призму детского фильма и не трогать ее до самых финальных титров. Иначе на манер Тадеуса Валентайна и самого Лондона гореть вам со скуки, как в шлягере The Clash.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.39MB | MySQL:201 | 0,268sec