«Паутина страха»: гиганты-арахниды атакуют Францию


ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

В прокат вышел хоррор «Паутина страха» про борьбу жителей многоквартирного дома с легионами пауков-гигантов. Дмитрий Соколов рассказывает о французском фильме, в котором переплетаются арахнофобия и клаустрофобия.


«Паутина страха» / Vermines (2024)

Режиссёр: Себастьян Ваничек
Сценарий: Флоран Бернар, Себастьян Ваничек
Оператор: Александр Жамен
Продюсер: Гарри Торджман


Калеб (Тео Кристин) живет вместе с сестрой в обшарпанной квартире и зарабатывает на жизнь, торгуя контрафактными кроссовками. Пока он гуляет по друзьям и решает деловые вопросы, из его домашнего террариума сбегает новоприобретённый и очень ядовитый паук. Попав в вентиляционную систему высотки, экзотический паук скрещивается с местными видами, порождая десятки и сотни потомков. Вскоре Калеб обнаруживает, что всё здание превратилось в рассадник агрессивных членистоногих. Что гораздо хуже, эти пауки, находясь во враждебной среде, способны расти с каждым новым поколением, так что Калебу и его друзьям придётся с боем пробиваться сквозь полчища арахнидов размером с собаку.

В разнообразном хоррор-зверинце пауки — наряду с акулами и змеями — занимают одно из почётных мест. При этом, несмотря на то, что образ арахнида используется в кино постоянно и повсеместно от «Оно» до «Коралины в стране кошмаров», собственно «паучьих» фильмов ужасов не так уж много. За вычетом классики вроде «Королевства пауков» (1977) или «Арахнофобии» (1990) многоногие монстры куда чаще появляются в разнокалиберном трэше, иногда — с комедийным оттенком. «Паутина страха» на таком фоне выглядит приятным исключением: Себастьян Ваничек снял образцовый арахно-хоррор, насыщенный саспенсом и экшном.

За счёт отлично выдержанного темпа кажется, что в полтора часа хронометража Ваничек вместил событий часа на два с половиной, однако благодаря грамотному сценарию плотность событий нарастает постепенно, плавно захватывая внимание. А потенциал основной локации фильма, типовой многоэтажки в спальном районе, обыгран мастерски. Из-за того, что пауки стремительно проникают через вентиляцию в каждую квартиру, герои нигде не чувствуют себя в безопасности, и вынуждены постоянно двигаться, чтобы не стать добычей вездесущих арахнидов. Но беготня здесь не бессмысленная: герои вновь и вновь ищут способ выбраться из здания, ставшего гигантским коконом. Эти судорожные поиски выхода не только добавляют динамизма в сюжет, но и создают кучу возможностей для саспенса — к счастью, Ваничек умеет ими пользоваться.

С первых же кадров (ловля тех самых пауков посреди пустыни) в фильме нарастает напряжение. Даже в относительно спокойной первой трети фильма сквозит нервозность, связанная с рутиной Калеба. Вот он торгуется с продавцом насекомых, привычно спорит с сестрой, устраивает перебранку с приятелем — в этих коротких зарисовках из жизни хорошо переданы не столько детали конкретного персонажа, сколько раздражённо-взвинченный эмоциональный фон окружающих его людей. А уж когда на сцену выпускают пауков, нервы сдают у всех и сразу.

Фильм весьма эффектно связывает арахнофобию и клаустрофобию. Хотя основные события разворачиваются в коридорах многоквартирного дома, оператор Александр Жамен уверенно играет с освещением и ракурсами, поддерживая ощущение сдавленных стен. В некоторых сценах с укусами добавляется эффект расфокуса, подчеркивающий беспомощность жертв. Но главное здесь — постоянное чувство опасности. Даже появление одного-единственного паука выглядит как невольный оммаж «сцене в ванной» из «Психо». В крошечной кабинке истошно вопит девушка, её парень лихорадочно шарится по углам, пытаясь схватить огромного паука… но толпы его сородичей уже лезут прямиком из слива. А вот уже Калебу с друзьями нужно пересечь удушающе узкий коридор, ставший гнездом для сотен пауков — но пробежать нельзя, ведь резкие движения только разозлят арахнидов. И таких сцен в фильме предостаточно, причём к финалу градус дичи нарастает, ведь появляются те самые пауки-гиганты размерами с овчарку. В общем, атмосфера вездесущего страха и отчаянной борьбы за жизнь выдержана отменно.

Будучи фильмом о пауках, по настроению и динамике «Паутина страха» больше напоминает подзабытый фильм «Клещи» (1993), где тоже действовали паукообразные мутанты. Правда, здесь нет элементов боди-хоррора, а единственный фантастический ход связан с той самой прогрессией размеров, но в общем контексте сюжета он лишь добавляет саспенса в экшн-эпизоды. Так что если вам хочется взглянуть на энергичный, бьющий по нервам «паучий» хоррор — лучшего варианта сейчас не найти.


Читайте также:

Себастьян Ваничек: интервью с режиссёром «Паутины страха» — кошмара арахнофобов и клаустрофобов

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.97MB | MySQL:107 | 0,699sec