«Ночь»: от рассвета до заката
В российском прокате идет экзотический хоррор — ирано-американский проект «Ночь», первый фильм, получивший лицензию на прокат в США и в Иране одновременно. О том, что из себя представляет эта история, созданная на перекрестье культур, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Ночь» / The Night (2020)
Режиссер: Курош Ахари
Сценарий: Курош Ахари, Милад Ярмуз
Оператор: Маз Махани
Продюсеры: Джеффри Аллард, Армин Амири, Мохаммад Дорманеш и др.
Бабак и Неда, недавно эмигрировавшие в США иранцы, вместе с малолетней дочкой возвращаются с поздних посиделок у друзей. Дорога предстоит долгая, разговор за рулем балансирует на грани ссоры — и в итоге после неприятного инцидента с кошкой на дороге Бабак решает остановиться в близлежащем отеле и спокойно выспаться. Это решение, как и следовало ожидать, станет для них роковым. Оказавшись в номере, где, кроме них, кажется, никого нет, Бабак и Неда попадут под власть бесконечной ночи, и покинуть отель им будет намного сложнее, чем кажется поначалу.
«Ночь» — не самый обычный проект для Куроша Ахари, больше известного драмами («Поколения», «Желтые обои»), следы его кинематографического прошлого отчетливо видны и в новой работе. Ахари с самого начала дает понять, что перед нами не очередной мистический хоррор о проклятом месте, а скорее метафорическая драма о семейном кризисе, по мере развития которого тайное с трагической неизбежностью становится явным. Все внимание сценария сосредоточено на двух главных героях и их попытках понять, что же произошло после того, как они вошли в свой номер. Ахари умело выстраивает атмосферу нарастающей тревоги, постепенно вплетая в повседневные события все громче и громче звучащие нотки сюрреализма, в какой-то момент уверенно вытесняющего все остальное. Не хуже ему удается и драматическая часть сюжета, выстроенная вокруг постоянных перебранок мужа и жены. По мере того, как мир вокруг становится все более и более пугающим, отношения Бабака и Неды разрушаются, актерские работы Шахаба Хоссейни («Коммивояжер») и Нюши Нур (сериал «Моя иммигрантская семья») великолепны.
К сожалению, где-то к середине «Ночь» начинает терять энергию, нескольких эффектных (но вполне традиционных) «скримеров» явно недостаточно для поддержания саспенса на должном уровне. Для фильма с хронометражом более 90 минут, «Ночь» выглядит либо затянутой, либо недостаточно изобретательной, чтобы компенсировать медленное развитие событий. После того как становится понятен моралистический посыл сюжета, Ахари словно теряет интерес к истории и начинает топтаться на месте. Под конец фильм вроде бы возвращается на жанровые рельсы, но финал ощущается не столько двусмысленным, сколько скомканным. Людям, для которых мистика — лишь символический фон в семейной драме, такое кино вполне может понравиться, но на ценителей хоррора «Ночь» вряд ли произведет сильное впечатление.